Загрузка...
Загрузка
+7 (495) 223-48-91  Пн - Пт с 9:00 до 21:00
                         Cб с 10:00 до 14:00

Регистрация фонда в 2019 году: пошаговая инструкция и сроки

12.10.2019
Юридические услуги частным лицам
Юридические услуги бизнесу и НКО

Регистрация фонда в 2019 году: пошаговая инструкция и сроки

Фондом признается признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. В настоящей статье мы представляем подробную пошаговую инструкцию по созданию и регистрации фонда с учетом новых правил, этапы создания и регистрации фонда, особенности регулирования деятельности благотворительного фонда. 


Пошаговая подробная инструкция “Открытие и регистрация фонда самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать фонд в Минюсте самостоятельно? Порядок создания и регистрации фонда можно описать пошагово следующим образом:


Шаг 1

Определяем структуру фонда, учредителя, определяем лицо, действующее без доверенности от имени фонда

Процедура создания фонда должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности,  структуры органов управления фонда, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем. Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего фонда, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы фонда быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.


При определении состава учредителей фонда необходимо учитывать следующие положения закона:

Также, как и во многих иных НКО, учредители фонда утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность фонда в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале. Вместе с тем, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители по долгам фонда. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.


При определении структуры органов управления фонда нужно учитывать требования закона:

  1. Высший коллегиальный орган управления (принимает решения по “особо” важным вопросам);

  2. Единоличный исполнительный орган фонда (председатель, генеральный директор и т.д.) - назначается высшим коллегиальным органом, осуществляет оперативное управление (при назначении данного лица проверьте, нет ли сведений о нем в реестре дисквалифицированных лиц на сайте ФНС);

  3. Коллегиальный исполнительный орган  (совет, президиум и т.д.) - может назначать по желанию, не является обязательным;

  4. Попечительский  совет фонда - осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.


Структура высшего органа управления благотворительной организации, компетенция, порядок формирования, срок полномочий, порядок принятия решений и порядок формирования иных органов управления, полномочия устанавливаются уставом фонда.


При создании фонда нужно учитывать, что реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.


Особенности создания и регистрации благотворительного фонда:

При открытии благотворительного фонда (например, фонда помощи сиротам, онкобольным и т.д.) необходимо учитывать общие положения о регистрации фондов, изложенные в настоящей инструкции, а также специальных положениях, предусмотренные Законом о благотворительной деятельности (от 11.08.1995 № 35-ФЗ). Данным законом установлены следующие особенности при создании и деятельности благотворительных фондов:

  1. к исключительной компетенции высшего органа благотворительного фонда относятся также: утверждение благотворительных программ; утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

  2. ограничения в отношений лиц, занимающих должности в органах управления: члены высшего органа управления благотворительного фонда выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе; в составе высшего органа управления благотворительного фонда может быть не более 1 работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса); члены высшего органа управления благотворительного фонда и должностные лица благотворительного фонда не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является фонд.

  3. ограничения деятельности благотворительного фонда: для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительный фонд вправе учреждать хозяйственные общества, но не допускается участие благотворительного фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами; благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

  4. источники формирования имущества благотворительного фонда:

  • взносы учредителей благотворительного фонда;

  • благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

  • доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

  • поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев (волонтеров), включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

  • труд добровольцев (волонтеров);

  • иные не запрещенные законом источники.

  1. ограничения по использованию имущества благотворительного фонда: благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год, за исключением оплаты труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ; в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение 1 года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования, благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели также в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой; имущество благотворительного фонда не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц; на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 % поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности.

  2. обязательная отчетность благотворительного фонда: благотворительный фонд ежегодно (в сроки, установленные для подачи отчета в налоговые органы) представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

  • нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Благотворительный фонд обеспечивает также открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели. 


  1. при нарушении требований закона регистрирующий орган выносит предупреждение, а в случае неоднократного нарушения благотворительный фонд может быть ликвидирован.


Шаг 2

Определяем место нахождения фонда

На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации, данный адрес в первое время существования НКО зачастую не соответствует фактическому месту нахождения. Так как регистрирующие органы при регистрации фонда менее щепетильны при проверке юр.адреса, чем при внесении изменений в части адреса, то учредители ассоциации часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам. Мы советуем уже при создании фонда подойти серьезно к выбору места нахождения. Подробнее о выборе юридического адреса НКО читайте в статье: “Юридический адрес: как выбрать, риски недостоверности юридического адреса”.

После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации НКО, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации. 


Шаг 3

Разрабатываем учредительные документы будущей фонда и принимаем решение о ее создании


Учредительным документом для фонда является устав. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Учредителям союза нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.


Для регистрации фонда необходимо принять решение о ее создании.  Решение о создании фонда принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении фонда.


В любом случае протокол общего собрания о создании фонда должен содержать:

  • дату и место проведения общего собрания;

  • список учредителей - участников общего собрания;

  • сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления фонда;

  • существо принятых решений и результаты голосования по ним;

  • сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах органов управления фонда;

  • определение места нахождения фонда;

  • утверждение устава;

  • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря общего собрания, ответственных за составление протокола.



Шаг 4

Готовим заявление по форме Р11001 о регистрации фонда, заверяем подпись заявителя (заявителей) на заявлении нотариально (при необходимости)


Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации фонда нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации фонда может быть отказано.


Как заполнить заявление по форме Р11001?


1. Титульный лист заявления по форме Р11001

На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите:

  • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

  • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.


2. Сведения об учредителях 

Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).


На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

• учредитель является российским юрлицом - лист А;

• учредитель является иностранным юрлицом - лист Б;

• учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) - лист В;


3. Сведения о лице, действующем без доверенности от имени фонда

В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени фонда без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.

Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.


4. Сведения о заявителе

Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании фонда являются все ее учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа "Н" проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель юрлица-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:

• управляющая организация юрлица-учредителя, заполните разд. 2, 3 и 4;

• управляющий юрлица-учредителя, заполните разд. 2 и 4;

• лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления, заполните разд. 2 и 4.


Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

• при подаче документов лично или через нотариуса - в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно.

• при его направлении в форме электронных документов - усиленной квалифицированной электронной подписью.


При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 2000-3000 рублей.


Шаг 5

Оплачиваем госпошлину за регистрацию фонда

Размер госпошлины за регистрацию фонда при создании составляет  4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). 

Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца). 


Шаг 6

Формируем комплект документов и подаем на государственную регистрацию фонда

Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию фонда при создании:

1) заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия);

2) протокол общего собрания о создании фонд (2 экз.);

3) устав (3 экз.);

4) квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.

5) документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить);

6) если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО;

7) нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель;

8) паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов);

9) разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности;

10) если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации фонда подать заявление о применении УСН.


Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения фонда. Заявителями являются учредители фонда или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

Место госрегистрации НКО - населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.


Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации фонда:

Для того чтобы открыть фонд, необходимо обращаться в территориальное подразделение Минюста (например, для регистрации фонда, в том числе благотворительного фонда, в Москве, необходимо обращаться в Управление Минюста по г. Москве).


Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

• непосредственное обращение в регистрирующий орган;

• через МФЦ - возможность оказания услуги по регистрации НКО следует уточнить в конкретном МФЦ;

• почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;

• через Единый портал госуслуг - при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью;

• через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.


Шаг 7

Получаем документы, подтверждающие регистрацию фонда

Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ. По окончании регистрации фонда вам выдадут:

  • документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ - лист записи по форме № Р50007;

  • устав с отметкой регистрирующего органа;

  • свидетельство о государственной регистрации фонда, выданное Минюстом;

  • документ о постановке фонда на учет в налоговом органе.


Получением данных документов процедуру регистрации фонда в Минюсте можно считать завершенной, однако для нормального функционирования НКО руководителю (учредителю) необходимо предпринять также ряд действий после регистрации. О том, что делать после регистрации компании читайте в статье по ссылке.


В случае принятия решения об отказе в госрегистрации регистрирующий орган в тот же срок направляет вам свое решение об этом.


Регистрация фонда формально состоит из 2 этапов, поэтому срок регистрации устанавливается для каждого из этапов:


1) принятие решения регистрирующим органом (Минюстом) относительно регистрации фонда: 17 рабочих дней.


2) внесение налоговым органом записи о регистрации: 3 рабочих дня (+ 4 рабочих дня на взаимодействие между органами и выдачу документов)


Таким образом, в среднем оформление фонд при правильно составленных документах занимает около 1 месяца.


Пошаговые инструкции по регистрации иных видов НКО:

Регистрация АНО

Регистрация общественной организации

Регистрация религиозного объединения

Регистрация партии

Регистрация потребительского кооператива

Регистрация ассоциации (союза)

Шаг 1
Определяем структуру фонда, учредителя, определяем лицо, действующее без доверенности от имени фонда
Шаг 2
Определяем место нахождения фонда
Шаг 3
Разрабатываем учредительные документы будущей фонда и принимаем решение о ее создании
Шаг 4
Готовим заявление по форме Р11001 о регистрации фонда, заверяем подпись заявителя (заявителей) на заявлении нотариально (при необходимости)
Шаг 5
Оплачиваем госпошлину за регистрацию фонда
Шаг 6
Формируем комплект документов и подаем на государственную регистрацию фонда
Шаг 7
Получаем документы, подтверждающие регистрацию фонда

Подробнее об услугах юристов по регистрации ООО читайте здесь. Регистрация ООО с иностранным участием здесь. Подробнее об услугах юристов по регистрации ИП читайте здесь. Подробнее об услугах юристов по регистрации некоммерческой организации читайте здесь. Внесение изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы здесь. Комплексные услуги корпоративного юриста, работаем без предоплаты, гарантия результата. Мы также оказываем услуги по комплексному юридическому сопровождению бизнеса: без почасовой оплаты, разные виды оплаты (разовые платежи или абонентская плата), «живое» общение с юристом, выезды юриста в офис. Ознакомиться с условиями оказания услуги по юридическому обслуживанию бизнеса можно здесь. Требуется консультация юриста? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

(Нет голосов)
Рекомендуемые статьи этой категории:
Наверх