В настоящее время вопрос о необходимости и возможности заключения трудового договора с руководителем организации, являющимся единственным участником возглавляемого им общества, является спорным (письмо Минфина России от 20 ноября 2019 г. № 03-12-13/89698).
Отрицая возможность заключения трудового договора с генеральным директором – единственным участником общества, ведомства и суды зачастую исходят из того, что подписание трудового договора одним и тем же лицом и от имени работника, и от имени работодателя не допускается, а также из того, что в таких отношениях отсутствует работодатель, в связи с чем их нельзя считать трудовыми (см. ответы Роструда, определение Свердловского облсуда от 6 сентября 2018 г. № 33-15304/2018).
Роструд также часто говорит о том, что в части второй ст. 273 Трудового кодекса прямо определены случаи, когда действие главы 43 ТК РФ (посвященной, в частности, особенностям регулирования труда руководителя организации) не распространяется на отношения, возникающие между руководителем и управляемой им организацией, к которым, в том числе относится случай, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем).
Однако ТК РФ относит руководителей организации к работникам (часть шестая ст. 11 ТК РФ), под которыми понимаются физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (часть вторая ст. 20 ТК РФ). При этом руководители организаций, являющиеся единственными участниками обществ, не упомянуты в перечне лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство (часть восьмая ст. 11 ТК РФ). Таким образом, между руководителем организации, являющимся единственным участником общества, и самим обществом имеют место именно трудовые отношения. Данный вывод находит подтверждение и в судебной практике.
Так, например, ВАС Российской Федерации в определении от 5 июня 2009 г. № 6362/09 пояснил, что в силу статьи 39 Закона об ООО назначение лица на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества, следовательно, трудовые отношения с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника.
Именно на эту позицию сослался Минфин России, отвечая на вопрос об оформлении трудовых отношений с генеральным директором - единственным учредителем (участником) ООО и квалификации производимых ему выплат. Минфин пояснил, что в случае, если руководителем организации является ее единственный учредитель, трудовые отношения с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества в качестве генерального директора, как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника. При этом отсутствие заключенного трудового договора с руководителем организации не означает отсутствия трудовых отношений. Поэтому выплаты в пользу руководителя организации, в том числе являющегося единственным учредителем (участником) организации, рассматриваются как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений. Аналогичную позицию Минфина по данному вопросу можно проследить и в письме от 15 марта 2016 г. № 03-11-11/14234.
Отметим, что, на наш взгляд, трудовой договор заключается во всех случаях наличия между сторонами трудовых отношений, в том числе и в случае осуществления единственным участником общества трудовой деятельности в качестве руководителя организации. Оформление такого договора в письменной форме является обязанностью работодателя (ст. 67 ТК РФ). Что касается нормы, содержащейся в части второй ст. 273 ТК РФ, то ее текст с очевидностью свидетельствует о запрете применения к рассматриваемым отношениям лишь главы 43 и не отменяет необходимости руководствоваться иными положениями ТК РФ.