Позиция Конституционного суда Российской Федерации по данному вопросу отражена в постановлении КС РФ от 13 ноября 2019 г. № 34-П, посвященном проверке конституционности абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922.
Суть дела состояла в том, что работник был уволен в декабре связи с ликвидацией организации. При увольнении ему выплатили выходное пособие, исчисленное путем деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных им за этот период дней с целью определения среднего дневного заработка. Затем средний дневной заработок был умножен на количество рабочих дней в месячном периоде, следующем за датой увольнения (в январе), без включения в расчет выпавших на этот период выходных и нерабочих праздничных дней. Работник счел такой расчет неверным, так как итоговая сумма оказалась меньше фактически получаемого им среднего месячного заработка.
Предъявление иска к бывшему работодателю о взыскании разницы между средним месячным заработком и суммой выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда не принесло результата – суд отказал в удовлетворении исковых требований и признал расчет верным. Тогда работник решил инициировать проверку абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, направив соответствующую жалобу в КС РФ.
Доводы заявителя сводились к тому, что указанная норма позволяет уменьшать размер выходного пособия уволенному по инициативе работодателя работнику, получавшему должностной оклад. Это имеет место, когда расчет размера выходного пособия производится без учета среднего дневного заработка за нерабочие праздничные дни, приходящиеся на месячный период со дня увольнения.
В своем постановлении КС РФ сделал следующие выводы:
Суд акцентировал внимание на том, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная ч. 1 ст. 178 ТК РФ государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий от потери работы, а также обеспечение реализации конституционного права на труд и права на защиту от безработицы. "При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности", – подчеркнул он.
В итоге КС РФ не усмотрел несоответствия рассматриваемой нормы (абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы) Конституции РФ. Он признал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, а также со ст. 139 и ч. 1 ст. 178 ТК РФ она не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере меньшем, чем его средний месячный заработок, определяемый по установленным правилам независимо от даты увольнения и наличия или отсутствия в первом месяце после увольнения нерабочих праздничных дней. "Выявленный конституционно-правовой смысл абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике", – резюмировал Суд.