Загрузка...
Загрузка
+7 (495) 223-48-91 по будням с 9:00 до 21:00

Проблемы правового регулирования коллекторской деятельности

27.12.2017
Юридические услуги частным лицам
Юридические услуги бизнесу и НКО

После череды скандалов, связанных с истребованием долгов с граждан (иногда вплоть до применения угроз и насилия), наши депутаты, наконец, «разродились» был принят нормативно-правовой акт, регулирующий работу коллекторских агентств. Закон от 03.07.2016 №230-ФЗ полностью вступил в силу с начала текущего года и ставит взыскателей в довольно жёсткие рамки.

Основания для работы

Коллекторы вправе начать взаимодействие с гражданином относительно истребования денежных сумм, если их привлёк к этому кредитор для взыскания долга (п. 1 ст. 1 закона №230-ФЗ).

Второй вариант – когда такому посреднику переданы полномочия относительно просроченных платежей в сфере жилищного законодательства, коммунальных услуг, обращения с твёрдыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 1 закона №230-ФЗ).

Добавим, что адресат, по отношению к которому осуществляется воздействие, может быть собственно должником или тем, кто предоставил обеспечение по его долгам.

Подтверждение полномочий

Прошли те времена, когда неизвестные лица могли постучаться в дом и что-то требовать. С момента вступления в силу нового закона взысканиями вправе заниматься только организации, включенные в соответствующий реестр ФССП – кстати, на её сайте публикуются сведения о данных компаниях: это открытая информация.

Есть обязанности и у кредитора: в течение 30 дней после привлечения коллектора он должен сообщить об этом должнику (п. 1 ст. 9 закона №230-ФЗ).

Кроме того, при каждом разговоре – будь то личный или по телефону – взыскатель обязан представиться: фамилия, имя, при наличии – отчество, наименование своей организации и кредитора.


Таким образом, гражданин имеет право при встрече с коллектором потребовать предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность;

  • оригинал доверенности с печатью уполномочившей организации (и надо убедиться, что данное дело попадает в границы деятельности взыскателя);

  • заверенную копию свидетельства о том, что агентство находится в реестре.


Ограничения

Пункт 2 ст. 6 нового закона введён, конечно, на основе имеющегося негативного опыта работы коллекторов. В действительности, конечно, запрет на применение насилия, уничтожение имущества, угрозы и пр. уже давно имеется в Уголовном кодексе. В этом смысле возникает ощущение, что раньше «выбиватели долгов» находились в неком VIP-статусе, раз для них требуется отдельно прописывать такие естественные для любого человека ограничения. Тем не менее, теперь данные моменты указаны и в специальном законе.

Но есть и более значимые для практики нововведения. Так, в частности, обозначено допустимое время для встреч и разговоров по телефону (8-22ч по будням и 9-20ч в выходные). Чётко ограничивается также количество и периодичность общения.


Максимальный объём взаимодействий коллектора с должником:

  • лично – 1 раз в неделю;

  • по телефону – 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц;

  • по телеграфу, электронной почте, с помощью sms-сообщений – 2 раза в сутки, 4 раза в неделю, 16 раз в месяц;

  • через письма, направляемые по обычной почте – без ограничений.


Статья 8 закона даёт гражданину возможность и вовсе отказаться от взаимодействия с коллектором – правда, не ранее, чем через 4 месяца с даты возникновения долга. А вот что можно сделать сразу, так это перевести всё общение на своего адвоката: для этого необходимо составить соответствующее заявление и вручить его кредитору или взыскателю под расписку, либо отправить заказным письмом с уведомлением, либо через нотариуса.

Защита репутации

Не секрет, что до сих пор одной из действенных методик коллекторов было «ославить» должника перед всей роднёй, друзьями и коллегами. Звонили близким и на работу, рассказывая о том, как гражданин не выполнил обязательства по договору и пр.

Теперь это также под запретом, а распространение информации о человеке может быть сделано только на основании его письменного согласия. Более того: должник даёт разрешение и на коммуникацию со своим кругом общения – без этого даже выходить с ними на связь (с обсуждением данной темы) отныне нельзя.

Кроме того, стороны конфликта вправе урегулировать между собой и другие формы взаимодействия, помимо предписанных законом, а также изменить предусмотренную частоту переговоров. Однако если гражданин дал согласие на то, о чём вскоре пожалел, то решение в любой момент можно и изменить, для чего необходимо направить соответствующее уведомление коллектору.

Что делать в сложной ситуации

Хамить или тем более применять насилие взыскателям теперь стало сложнее. Но если подобное случится – рекомендуется немедленно сообщить в полицию, поскольку такие действия наказываются в рамках уголовного закона. Не помешает также включать диктофон при каждом разговоре с коллекторами, предупреждая их об этом. Кстати, они и сами обязаны осуществлять запись.

А что, если нарушение не такое, казалось бы, страшное? Например, позвонили 9-й раз за месяц или не учли разницу во времени, выйдя на связь в ночные часы. В такой ситуации гражданин вправе привлечь взыскателя к ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ – и он рискует суммой до 2-х миллионов, а также получить приостановление деятельности или дисквалификацию. Доказывается это всё достаточно просто, поскольку по всем видам связи имеются либо собственно почтовые документы, либо можно получить выписку по номеру.

Начать путь претензий лучше с жалобы в ФССП – и нерадивая организация получит внеплановую проверку. Ещё один потенциальный защитник – прокуратура. Ну, и, конечно, всегда есть суд.

Возможности

Установить чёткие границы в работе коллекторов надо было, конечно, давно. Но, думается, что кидали бомбы в окна и били в тёмном переулке, конечно, не обычные клерки официально зарегистрированных компаний, а попросту наёмные бандиты. И в отношении них мало что изменилось: Уголовный кодекс ведь существовал и ранее. Тем не менее, должники получили новый инструмент для защиты – грех им не воспользоваться.

Подробнее об услугах по взысканию дебиторской задолженности с юридических лиц и ИП в арбитраже читайте здесь. Подробнее об услугах по взысканию долга в судах общей юрисдикции (должники-физические лица и бывшие ИП) читайте здесь. Взыскание долга в арбитраже и суде общей юрисдикции, защита интересов в арбитражном суде по разным категориям споров, исполнение решений суда: комплексные услуги, работаем без предоплаты, гарантия результата. Мы также оказываем услуги по комплексному юридическому сопровождению бизнеса: без почасовой оплаты, разные виды оплаты (разовые платежи или абонентская плата), «живое» общение с юристом, выезды юриста в офис. Ознакомиться с условиями оказания услуги по юридическому обслуживанию бизнеса можно здесь. Требуется консультация юриста? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

(71 голос)
Поделиться в соцсетях:
Рекомендуемые статьи этой категории:
Наверх