Загрузка
Юридические услуги: Частным лицам и Бизнесу
Русский English
+7 (495) 223-48-91
Заказать звонок
Онлайн
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Меню
Юридические услуги
Частным лицам Бизнесу
Заказать звонок
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Онлайн
Русский English

Правовой режим ноу-хау и правовые основы его приобретения

  • 26 декабря 2017
  • 12 минут
  • 6793
  • 150
Автор статьи
Твердышев Роман Николаевич
  • Руководитель корпоративного отдела
  • Стаж: 10 лет
Публикуем только проверенную информацию

Вы дизайнер или программист?
Заработайте больше, приняв участие в партнерской программе «юрист-специалист»!

Традиционно объектами торговых отношений являются предметы материального мира. Всего лишь несколько столетий назад в экономическом обороте начали использовать нематериальные объекты, которые являются результатом интеллектуальной деятельности человека. Условия возникновения прав на них и предоставление защиты на государственном уровне зависят от особенностей объекта, в отношении которого предоставляется охрана.

Использование секрета производства (ноу-хау) в торгово-экономических отношениях в России началось сравнительно недавно, так еще в 1930 г. XVI съездом ВКП(б) была предусмотрена необходимость борьбы с секретничеством.  В настоящий момент следует отметить активное развитие и применение этого правового института.


Определение термина «ноу-хау»

Основными источниками регулирования общественных отношений, связанных с использование и охраной ноу-хау на законодательном уровне, являются гл.75 ч.4 ГК РФ и Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Часть 1 ст.1465 ГК РФ содержит следующее определение термина «ноу-хау»: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны».

Соотношение понятий «ноу-хау», «секрет производства» и «информация, составляющая коммерческую тайну»

Как видно из вышеуказанной нормы Гражданского кодекса, основным термином является понятие «секрет производства», что обусловлено следующими обстоятельствами: определение «ноу-хау» является англоязычным термином и дословно переводится «знаю как», этот термин широко распространен и используется во всем мире, поэтому он в качестве дополнительного указан за русскоязычным термином «секрет производства». При соотношении понятий «информация, составляющая коммерческую тайну» и «секрет производства», на первый взгляд, может показаться, что эти термины являются синонимами. Однако при детальном изучении вышеуказанных определений становится очевидным, что первое понятие более широкое по объему и «ноу-хау» является лишь частью таких сведений.

Правовой режим охраны и использования секрета производства целесообразно рассмотреть через анализ его элементов: объекта, субъектов, правомочия владельца, возможности перехода прав и т.д.

Объект правовой охраны

Профессор В.А. Дозорцев, описывая объект правового режима ноу-хау, указывал, что секрету производства должны быть присущи три признака: необщедоступность, необщеизвестность и оборотоспособность.

Анализ правовых источников позволяет выделить характерные для ноу-хау черты:

  1. Секретом производства могут стать сведения из любой сферы (экономической, научно-технической и т.д.). Согласно ч.1 ст.4 закона «О коммерческой тайне», право на определение перечня и состава информации, являющейся коммерческой тайной, принадлежит обладателю такой информации. Таким образом, лицо, обеспечивающее конфиденциальность информации, самостоятельно определяет объем и состав охраняемых сведений.

  2. Ноу-хау ― это объект нематериального характера (сведения, информация). В данном случае не следует путать непосредственно секрет производства и его материальное воплощение в предмете.

  3. Сведения, охраняемые в качестве секрета производства, по существу являются решением какой-либо задачи и в связи с этим имеют потенциальную или действительную ценность для предприятия.

  4. В силу конфиденциальности информации, являющейся ноу-хау, она неизвестны третьим лицам и не находится в свободном доступе.

Очевидно, что не любые сведения, могут стать секретом производства.

  • Для того чтобы сведения могли охраняться в качестве ноу-хау, им должны быть присущи все вышеуказанные черты.

  • Согласно ч.2 ст.1465 ГК РФ: секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

  • В п.4 ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне» содержится указание на невозможность охраны сведений: «…о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом». Подобным образом законодатель предпринял попытку предотвратить сокрытие различных решений и сведений, использование которых может нанести ущерб окружающей среде и людям.

Субъект права на ноу-хау

Правообладателем секрета производства может быть как физическое, так и юридическое лицо. Чаще всего владельцем ноу-хау является лицо, обладающее ресурсами (материальными, интеллектуальными и т.д.) благодаря которым такая информация получена и обеспечивающее необходимый режим конфиденциальности сведений. Согласно ст.1466 ГК РФ обладателю секрета производства принадлежит исключительное право на его использование в соответствии с действующим законодательством.

Несмотря на то что сведения, охраняемые в качестве секрета производства, являются, как правило, результатом творческого труда человека, авторские права на ноу-хау отсутствуют. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, секрет производства может быть результатом последовательных коллективных усилий, осуществляемых в течение длительного периода времени. Во-вторых, ч.2 ст.1466 ГК РФ предусматривает возможность любого лица добросовестно и независимо от других обладателей ноу-хау стать обладателем сведений, являющихся секретом производства. Таким образом, исключительные права на ноу-хау могут одновременно принадлежать нескольким лицам, что противоречит абсолютной природе авторского права.

Правомочия обладателя секрета производства

Правомочия владельца ноу-хау включают в себя:

  • Право использования секрета производства любым не противоречащим закону способом.

  • Право распоряжения путем предоставления права использования ноу-хау либо передачи права. Предоставление права использования секрета производства возможно путем заключения лицензионного договора (ст.1469 ГК РФ). Передача прав происходит по договору отчуждения прав в соответствии со ст.1468 ГК РФ.

  • Право раскрыть секрет производства. Обладатель может раскрыть сведения определенному лицу, заключив с ним лицензионный договор, либо распространить сведения среди неопределенного круга лиц, сделав их общедоступными.

Срок действия исключительного права на секрет производства

Права на секрет производства возникают в момент его создания. По словам В.А Дозорцева: «О намерении обладателя получить охрану свидетельствует принятие им мер по сохранению этих сведений в секрете».

Срок действия исключительных прав законодательно неограничен, и в соответствии со ст.1467 ГК РФ они действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих содержание секрета производства. Следовательно, права прекращают действовать в момент «рассекречивания» ноу-хау.

Среди преимуществ использования правового режима ноу-хау можно выделить следующие:

  • Закрепление режима не требует особых формальностей (например, как в случае с патентной областью).

  • Это наиболее универсальный способ защиты сведений, так как его действие может распространяться на довольно широкий круг информации (которая, например, может не подпадать под охрану патентным или авторским правом).

  • При обеспечении должного уровня конфиденциальности срок действия исключительных прав может быть неограниченным по длительности.

К недостаткам правового режима охраны сведений в качестве секрета производства обычно относят:

  • Право менее четко определенное, надежное и стабильное чем в случае с патентной охраной;

  • Информация может на законных основаниях использоваться третьими лицами без согласия правообладателя (в случае, когда лицо независимо и добросовестно самостоятельно получило информацию).

  • Срок действия права четко не определен, таким образом он может прекратиться в любой момент в результате незапланированного рассекречивания информации.

В заключение следует отметить, что правовой режим охраны сведений в качестве секрета производства имеет как достоинства, так и недостатки и при определении необходимости использования результатов интеллектуальной деятельности в таком ракурсе следует проанализировать имеющиеся условия и возможности обеспечения конфиденциальности сведений и сделать выводы о целесообразности использования этого правового режима.

Юридическая фирма “Двитекс” имеет большой опыт защиты интеллектуальных прав, а также юридического сопровождения инновационных компаний (стартапов). Мы специализируемся на комплексной юридической поддержке бизнеса: согласование договоров, включение особых условий для будущей защиты, проверка контрагентов при подписании контрактов, документальное оформление всех отношений и другие юридические услуги, которые необходимы компаниям в соответствующей сфере бизнеса. 

Услуги юристов по интеллектуальной собственности

Мы предлагаем комплексные услуги юристов по интеллектуальной собственности.

Требуется помощь юриста по интеллектуальной собственности?
Вы можете заказать комплексные услуги опытных юристов в Юридической фирме «Двитекс».

Для заказа услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91
или оставьте заявку на сайте
Заказать звонок

Публикации в СМИ
Смотреть все
150
  • Поделиться:
Публикуем только проверенную информацию
Комментарии (0)
Оставить комментарий
Вам ответит автор статьи
Задайте вопрос, а я постараюсь на него ответить
Нажимая на кнопку "Комментировать", я соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с условиями и содержанием политики конфиденциальности.
Комментировать
Юридические услуги
с оплатой за результат
Заказать услуги
Рекомендуемые статьи
Все публикации

Расскажите нам о своей проблеме

Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время, чтобы предложить готовое решение
Кигинько Дмитрий Валентинович
Генеральный директор Юридической фирмы “Двитекс”
+7 (495) 223-48-91
119180, пер. 1-й Голутвинский,
д. 3-5, стр. 1, 1 этаж
Онлайн:
Оплата услуг онлайн:
2010-2024 Юридическая фирма «Двитекс». Все права защищены.
Оплата услуг онлайн:
Наверх