Загрузка...
Загрузка
+7 (495) 223-48-91 по будням с 9:00 до 21:00

Расторжение договора поставки - порядок и основания

28.12.2017
ЕЖОВ ПАВЕЛ ИГОРЕВИЧ
Автор:
ЕЖОВ ПАВЕЛ ИГОРЕВИЧ
Юрист
Юридические услуги частным лицам
Юридические услуги бизнесу и НКО

Свобода договора является одним из главных принципов гражданского права. Выражается она не только в заключении сделок, но и в возможности расторгнуть договор. Вместе с тем, поставка – довольно сложный в исполнении контракт, предполагающий транспортировку товара. И что делать, если стороны решили разбежаться на полпути?

Существенные нарушения

Конечно, можно предположить вариант, что контрагенты совместно пришли к целесообразности завершения сделки. И происходит это мирно и без претензий друг к другу. К примеру, очередная поставка товара благополучно принята и оплачена – и в этот момент стороны понимают, что по ошибке включили в договор на одну партию больше, и, таким образом, следующая им обоим уже не нужна. В данной ситуации расторжение контракта оформляется соглашением, разумно будет подписать акт сверки – и проблем нет.

Но чаще всего партнёры расстаются раньше срока по причине серьёзных нарушений одним из них. В таком случае, согласно ст. 523 ГК РФ, возможен односторонний отказ от исполнения сделки, и договор считается расторгнутым с момента получения «провинившимся» соответствующего уведомления (если в самом письме или в контракте не указан другой срок).

Существенные нарушения договора поставщиком:

  • поставка товара ненадлежащего качества, при условии, что недостатки не подлежат устранению в разумный срок;

  • неоднократное (то есть 2 и более раза) нарушение сроков поставки.

Существенные нарушения договора покупателем:

  • неоднократное (то есть 2 и более раза) нарушение сроков оплаты;

  • неоднократная невыборка товаров.


Неоднозначен вопрос, является ли данный перечень исчерпывающим. Иногда суды признают недопустимым односторонний отказ от сделки по другим причинам. Но имеется и практика принятия иных оснований расторжения договора (исходя из общих положений ГК РФ о расторжении договоров): например, в результате получения предоплаты не в полном объёме (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.08.1998 №3218/98).

Вопрос о сроках

Казалось бы, всё очевидно: есть даты поставки продукции и её оплаты, и если дважды произошёл сбой, то можно расторгнуть сделку. Но не всё так просто. К примеру, нарушение промежуточных сроков при соблюдении конечного, если это не повлекло ущерба для покупателя, не признаётся существенным (Определение ВАС РФ от 15.03.2010 №ВАС-2743/10 по делу №А76-6446/2009-17-344). А вот если передача товара должна произойти единовременно, но допущена длительная задержка, то этого достаточно для отказа от сделки (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.08.2011 по делу №А17-5614/2010).

Аналогично продолжительная неоплата заказа тоже признаётся судами существенным нарушением сроков и влечёт за собой право поставщика на отказ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2007 №А56-42041/2004).

Границы самостоятельности сторон

На первый взгляд, свобода договора предполагает неограниченный выбор, любые возможности и взаимоотношения. Но вправе ли контрагенты предусмотреть, к примеру, иные основания для одностороннего отказа от сделки, помимо указанных законодателем? Гражданский кодекс данный вопрос не регулирует, а практика, как и во многих случаях, непоследовательна: порой соглашается на такое «расширение» перечня, а иногда нет (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.06.2010 по делу №А53-20193/2009, Определение ВАС РФ от 01.07.2008 №8316/08 по делу №А56-32099/2006). Поэтому, прописывая в контракте дополнительные варианты права на расторжение договора, следует учитывать, что в случае конфликта нет гарантии принятия этого новшества судом.

Вместе с тем, практика признаёт, к примеру, следующие пункты в договоре:

  • право покупателя на отказ от сделки при условии выплаты неустойки поставщику (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2014 по делу №А53-17979/2013);

  • право вернуть нереализованный товар продавцу, который должен его принять, а обязанности по оплате в такой ситуации не возникает (Постановление ФАС Поволжского округа от 16.02.2010 по делу №А65-16031/2009).

А вот условия об исключении предусмотренных законом вариантов являются ничтожными – нельзя ограничивать контрагента при серьёзных нарушениях его интересов в возможности расторгнуть договор (Постановление ФАС Московского округа от 29.10.2012 по делу №А40-119186/11-151-1009). Но возможно договором поставки предусмотреть толкование таких терминов как “неоднократность” и т.д., определив условия, при которых это нарушение будет существенным.

Исчисление убытков

Допустим, договор расторгнут. Но цели сторон по покупке и продаже не исчезли: одному по-прежнему надо сбыть продукцию, а второму приобрести. И если в разумный срок после того, как контрагенты «разбежались», поставщик, оставшийся с товаром по вине партнёра,  реализует свой товар по нормальной рыночной цене, то покупатель должен возместить ему разницу в стоимости.

Аналогичная обязанность возникает у продавца, если это ввиду его нарушений сорвалась сделка, а в итоге контрагент приобрёл аналогичную продукцию в другом месте, заплатив разумные деньги, но выше, чем в расторгнутом контракте.

Интересный вариант возникает на практике, если, например, в изначальном договоре цена была заниженной, но сделка сорвалась – и в результате покупатель вынужден приобрести товар по обычной рыночной стоимости. Хотя в данной ситуации он и является потерпевшей стороной, и в чисто предпринимательском смысле понёс убытки, но, к сожалению для него, суды это не признают, и взыскать разницу с поставщика будет невозможно (Постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2006 №Ф09-1350/06-С3 по делу №Ф09-1350/06-С3).

Путь долгий, вопрос серьёзный

При поставке товаров стороны, как правило, подписываются на достаточно длительные отношения. За этот срок возможно многое: мелкие и крупные нарушения, конфликты, а время от времени у любого поставщика попадается некачественная партия. Хорошо, если контрагенты имеют возможность проявить терпение друг к другу. Но если нет, то надо знать, как правильно расторгнуть сделку, не причинив своему бизнесу серьёзного ущерба.

Подробнее о подаче иска в арбитражный суд можно прочитать здесь. Об обязательном досудебном урегулировании спора читайте здесь. О порядке исполнения решения суда читайте в этой статье.

Мы оказываем услуги по комплексному сопровождению договорной работы в компании (подготовка договоров, протоколов разногласий, согласование изменений договора с юристами контрагента) и полному юридическому сопровождению бизнеса: без почасовой оплаты, разные виды оплаты (разовые платежи или абонентская плата), «живое» общение с юристом, выезды юриста в офис. Ознакомиться с условиями оказания услуги по юридическому обслуживанию бизнеса можно здесь. Требуется консультация юриста? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

(20 голосов)
Поделиться в соцсетях:
Рекомендуемые статьи этой категории:
Наверх