Загрузка...
Загрузка
+7 (495) 223-48-91 по будням с 9:00 до 21:00

Понятие трудового арбитража

26.12.2017
БАРАБАНОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
Автор:
БАРАБАНОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
Юрист
Юридические услуги частным лицам
Юридические услуги бизнесу и НКО

Большинство людей проводит на работе слишком много времени – это место просто обязано стать  вторым домом, а если это не так, человек слишком быстро устанет и либо загнётся, либо уволится. Конечно, как и в любой «семье», в офисе тоже случаются конфликты. Но нет необходимости бежать в многоступенчатый и неповоротливый государственный суд: законодатель предусмотрел целый ряд более мирных процедур, одной из которых является трудовой арбитраж.

Общие понятия

Данный орган призван рассматривать коллективные конфликты в трудовой сфере. Теоретически арбитражи могут быть временными (то есть созданными для разрешения одного конкретного спора) и постоянными. Сразу оговоримся, что последних пока мало, и во многих городах их не найти.

Однако в Москве действует «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» (создан на основе Постановления Правительства Москвы от 11.09.2001 №840-ПП): он оказывает помощь временным арбитражам, предоставляет им помещения, нормативную базу. Важной частью его деятельности является информационная работа, обучение арбитров, взаимодействие с различными структурами.

Полномочия временного и постоянного арбитража идентичны, поэтому лишь сторонам решать, где им рассматривать свой конфликт. Законодатель делает акцент на значимости социального партнёрства в трудовой сфере, и никаких ограничений в выборе при разрешении спора нет.

Создание арбитража

Состав судей определяется участниками конфликта: законодатель не устанавливает в данном вопросе жёстких требований. Это могут быть любые независимые специалисты – важно, чтобы арбитры вызывали доверие у спорящих.

Конкретных вершителей судеб выбирают работодатель и работники (уполномоченные ими лица), а также Роструд. Спор, согласно ст. 404 Трудового кодекса, рассматривается с участием представителей сторон.


Случаи, при которых переходят к рассмотрению дела в трудовом арбитраже:

  • нежелание хотя бы одной стороны участвовать в работе примирительной комиссии;

  • недостижение согласия при рассмотрении спора примирительной комиссией;

  • отказ от разрешения конфликта при помощи посредника;

  • отсутствие согласия сторон относительно кандидатуры посредника;

  • посредничество не привело к согласованному решению;

  • в данном конфликте запрещено или ограничено проведение забастовок.


Безымянный.png
Кто может быть арбитром

Как уже говорилось, стороны вправе остановить выбор на любом специалисте, который вызывает доверие. Вместе с тем, Роструд также составляет списки лиц, рекомендованных к данной деятельности, так что если своих предпочтений (или согласия) нет, то можно воспользоваться советом госоргана.

Следует учитывать также, что трудовой арбитраж является независимой стороной, поэтому участники конфликта и их представители не могут выступать здесь в качестве судей.

Предоставляя список своих рекомендаций, Роструд указывает и минимум необходимых для принятия решений сведений о каждом арбитре: ФИО, возраст, образование, должность и место работы, а также опыт в разрешении трудовых разногласий. На время рассмотрения спора они освобождаются от основной деятельности с сохранением среднего заработка (ст. 405 ТК РФ).

Полномочия арбитража

Трудовой кодекс в ст. 404 относительно кратко перечисляет возможности «судей» при рассмотрении спора. Они запрашивают и получают необходимые сведения и документы, сообщают государственным и муниципальным органам потенциальные последствия конфликта, если они серьёзны (например, если речь о нормальной работе целого завода), и, конечно, принимают решение по итогам изучения дела.  

Более подробно прописывают полномочия арбитров Рекомендации, утверждённые Постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 №59 (п. 15). Кроме того, при создании временного арбитража можно указать и иные права и обязанности судей.


Итак, какие полномочия арбитров желательно прописать:

  • запрашивать и получать от сторон документы и сведения, связанные с рассматриваемым конфликтом;

  • выслушивать спорящих, изучать их объяснения по делу;

  • приглашать экспертов;

  • требовать от представителей, непосредственно участвующих в заседаниях, доводить результат до сведения трудового коллектива;

  • предлагать варианты, способствующие разрешению конфликта;

  • информировать властные органы о потенциальных последствиях спора, если таковые будут слишком серьёзны.


Организационные вопросы

Вместе с тем, далёк ещё тот момент, когда подобные споры будут рассматриваться при помощи современных средств связи, то есть относительно бесплатно или, по крайней мере, дёшево. Сегодня, создавая трудовой арбитраж, необходимо позаботиться о помещении, наличии обслуживающего персонала (секретарь, уборщица, охранник и пр.), оплате консультаций специалистов и других необходимых расходах.

Законодательство не останавливается на таких частных вопросах, как финансы и непосредственная организация процесса рассмотрения дела, поэтому данные проблемы надо решить при создании временного трудового арбитража. Увы, зачастую всё оплачивают сами стороны.

Процедура и регламент

Как именно участники конфликта будут заниматься его разрешением – по большей части, устанавливают они сами при создании временного арбитража (у постоянного данные вопросы регулируются положением или уставом).

Трудовой кодекс установил лишь пару требований относительно процедуры рассмотрения дела. Во-первых, обязательно присутствие представителей сторон (п. 5 ст. 404): в принципе участник спора может подать письменное прошение о проведении заседания без него, но на практике подобные случаи редки.

Второй момент касается сути конфликта: арбитраж является обычно не первым органом, в который обращаются стороны. Как правило, сюда приходят те, кто уже пытался договориться в рамках работы примирительной комиссии и/или посредника. Ввиду этого, на данной ступени спорные вопросы уже могут только сужаться, а никак не расширяться: на заседание выносится только то, по поводу чего не достигнуто согласие в предыдущих процедурах.

Рекомендации Минтруда №59 (п. 12) советуют прописать продолжительность ежедневных сессий, правила замены и отвода арбитра, очередность выступлений сторон и пр.

Этапы рассмотрения трудового спора арбитражем:

  • изучение представленных сторонами материалов;

  • предоставление слова представителям спорящих;

  • заслушивание мнения экспертов (если это необходимо);

  • разработка рекомендаций для разрешения конфликта.


Вердикт

Понятно, что итог, цель всех рассматриваемых действий – это тот вывод, к которому придут арбитры: говоря проще, кто виноват и что делать. Данный документ составляется в письменной форме, «судьи» ставят на нём свою резолюцию и выдают сторонам.

Вынесенное решение является обязательным, при условии, что работодатель и работники договорились об этом, а если в рассматриваемой ситуации не может быть проведена забастовка, то вне зависимости от наличия такого соглашения (п.п. 3 и 8 ст. 404 ТК РФ). Впрочем, не существует механизма принуждения к исполнению данного вердикта.

Сроки

Ещё один повод договориться мирно, не допуская судебных тяжб – это скорость рассмотрения дела в трудовом арбитраже. Сама комиссия создаётся в течение двух рабочих дней (если конфликт имеет локальный характер) или четырёх (для споров более глобальных), и далее выделяется соответственно три дня или пять непосредственно на проведение процесса (п.п. 3 и 5 ст. 404 ТК РФ).

Естественно, это несравнимо с государственными судами, которые рассматривают дела месяцами. Хотя надо добавить, что при необходимости указанные сроки могут продляться, что оформляется протоколом (п. 7 ст. 401 ТК РФ).


Итак, сроки рассмотрения дела:

  • при локальном конфликте: 2 рабочих дня на создание арбитража + 3 рабочих дня на сам процесс;

  • при спорах на иных уровнях: 4 рабочих дня на создание арбитража + 5 рабочих дней на процесс.


Если начальник против

Работодатель, как более сильная сторона в отношениях, может, разумеется, в любой момент установить на предприятии свои правила. Поэтому менять что-то требуют, как правило, сотрудники. Что же делать, если руководство не идёт на контакт, уклоняясь от создания арбитража?

В этом случае, с юридической точки зрения, примирительные процедуры не достигли положительного результата, конфликт сохраняется, что закономерно приводит к организации забастовки. Надо лишь помнить, что для её инициирования тоже существуют правила (ст.ст. 409-418 ТК РФ), а на предприятиях, чья деятельность связана с жизненно необходимыми услугами населению («коммуналка», транспорт, больницы, связь) забастовки недопустимы: это слишком опасно для благополучия страны в целом и существования отдельных людей (п/п «б», п. 1 ст. 413 ТК РФ).

«Давайте жить дружно»

Прекрасно, когда начальник – отец родной, а все работники – энтузиасты своего дела и превосходные специалисты. К сожалению, реальность не всегда идеальна: приходится учить неопытные молодые кадры, бороться с ленью сотрудников, а им – с плохим настроением руководства. Кроме того, обе стороны отношений – просто люди, порой допускающие ошибки. Но цель примирительных процедур – напомнить, что в любой ситуации можно договориться: нужно лишь желание выслушать и найти компромисс.

Подробнее об услугах юристов по защите работодателя в спорах с работниками читайте здесь. Мы оказываем услуги также по комплексному юридическому сопровождению бизнеса: без почасовой оплаты, разные виды оплаты (разовые платежи или абонентская плата), «живое» общение с юристом, выезды юриста в офис. Ознакомиться с условиями оказания услуги по юридическому обслуживанию бизнеса можно здесь. Требуется консультация юриста? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

(23 голоса)
Поделиться в соцсетях:
Рекомендуемые статьи этой категории:
Наверх