Загрузка
Юридические услуги: Частным лицам и Бизнесу
Русский English
+7 (495) 223-48-91
Заказать звонок
Онлайн
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Меню
Юридические услуги
Частным лицам Бизнесу
Заказать звонок
Работаем
Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Сб с 10:00 до 14:00
Онлайн
Русский English

Как проверить контрагента перед заключением договора?

  • 9 минут
  • 5172
  • 175
Автор статьи
Супряга Жанна Викторовна
  • Исполнительный директор
  • Стаж: 13 лет
Публикуем только проверенную информацию

Вы бухгалтер или аудитор?
Заработайте больше, приняв участие в партнерской программе «юрист-бухгалтер»!

Такая необходимость вызвана двумя причинами. Во-первых, предварительная проверка контрагента позволяет оценить его добросовестность, в том числе оценить риски неисполнения данным контрагентом будущего договора на основании опыта исполнения обязательств данным лицом перед другими компаниями. Такая проверка снижает риск заключения договора с будущим неплательщиком или возможным банкротом. Таким образом, подобная проверка требуется в отношении покупателей и заказчиков услуг (работ).

Во-вторых, выработанная налоговыми органами и судами доктрина "должной осмотрительности" предполагает переложение бремени налогового контроля с налоговых органов на налогоплательщиков – именно на них перекладывают ответственность за неосмотрительность в выборе контрагента. При этом в силу сложившейся судебной практики такая проверка необходима в отношении поставщиков. Что влечет признание судом отсутствия должной осмотрительности? В случае, если ваш поставщик оказался компанией-однодневкой, а вы не смогли доказать, что вы проявили осмотрительность при выборе контрагентом, налоговые органы и суды вправе признать неправомерным учет в составе расходов и принятие к вычету НДС в отношении тех выплат, которые были произведены таким контрагентам.

Рассмотрим для начала первый вид проверки - проверка покупателей.
Такая проверка целесообразна при поставке (оказании услуг/выполнении работ) на условиях "отсрочки платежа" либо при заключении долгосрочного договора, в рамках которого допускаются разовые поставки (услуги) на разных условиях платежа. Данный вид проверки не столь формализован как второй вид, так как его результаты необходимы для внутреннего использования в организации. Хотя с точки зрения организации процесса целесообразно разработать в компании положение о проверке покупателей (заказчиков) – своеобразную памятку работникам, с которым ознакомить всех под роспись и выдать копии на руки каждому работнику, заключающему договор с контрагентом. Возможна и иная форма организации проверки контрагентов – проверка может осуществляться одним лицом (например, юристом) и договор подписывается руководителем только при наличии визы данного лица.


Что же следует проверять при заключении договора?


1. Наличие судебных дел в Картотеке арбитражных дел 

В настоящее время в системе арбитражных судов действует электронная система дел, это позволяет проверить в картотеке по наименованию компании и/или ИНН наличие арбитражных дел. При проверке судебных дел контрагентов необходимо особо обратить внимание на наличие или отсутствие дела о введении процедуры банкротства в отношении данного контрагента (а также на наличие поданных ранее заявлений о признании банкротом другими кредитором, но прекращенные по каким-либо причинам). При оценке риска на основании базы судебных дел необходимо оценивать не только количество дел, в которых контрагент выступает ответчиком, но и качество этих дел. Так как требования кредиторов могут быть малозначительными, необоснованными, а также спорными.

2. Наличие исполнительных производств

Наличие или отсутствие судебных дел в базе арбитражных дел не дает однозначного ответа на вопрос о добросовестности контрагента. Так как нередки ситуации, что контрагент после вынесения судебного решения может исполнить решение добровольно. В случае если в базе исполнительных производств имеется значительное число исполнительных производств или исполнительные производства, возбужденные длительное время, хотя и с незначительными суммами взыскания, стоит отказаться от заключения договора с подобным контрагентом.

3. Проверка контрагента в реестре недобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службы РФ

В данный реестр вносится информация о поставщиках, нарушивших правила проведения торгов, а также уклонившиеся от заключения договора поставки после проведения торгов или поставщики, договор поставки с которыми был расторгнут в связи существенным нарушением. При оценке риска заключения договора с лицом, внесенным в данный реестр, необходимо анализировать причину внесения в подобный реестр.

4. Проверка учредительных документов

При проверке данных документов необходимо обратить обязательно внимание на дату создания общества. Вполне возможно, что в судебной базе отсутствуют дела, в которых контрагент является ответчиком, только потому, что организация создана сравнительно недавно. Более того, возможно, что ранее руководитель и сотрудники компании работали под иной правовой оболочкой – иной компанией. В таком случае необходимо запросить сведения об иных, созданных указанным руководителем и учредителями компаниях. Получить подобные сведения можно также, воспользовавшись специальным программным обеспечением или запросив сведения из ЕГРЮЛ.

5. Проверка реальности осуществления деятельности

Включает в себя проверку наличия договоров аренды помещений или документов, подтверждающих право собственности на помещения – офис, складские и торговые площади). Стоит также посетить офис и склад контрагента, чтобы удостовериться, что они реально ведут работу, осведомиться о численности работников, о наличии разрешительной документации (если их деятельность является лицензируемой).

Проверка поставщиков в виду необходимости в дальнейшем подтвердить ее проведение более формализована. Рекомендуется иметь в организации специальный локальный акт – Положение о проверке поставщиком, с которым знакомить сотрудников под роспись. Более того, все документы, которые вы запрашиваете у поставщика необходимо хранить в организации вместе с заключенным договором. 

Какие же документы необходимо запросить у поставщика?

  • Учредительные документы ЮЛ в редакции на дату заключения договора
  • Свидетельство о внесении ЮЛ в ЕГРЮЛ или внесении ИП в ЕГРИП
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика или письмо, подтверждающее отсутствие оснований для постановки иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика на территории РФ
  • Документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать договоры и документы, удостоверяющие личность физических лиц, подписывающих документы: решение (протокол) о назначении или избрании генерального директора, приказ о назначении главного бухгалтера, доверенности на уполномоченных представителей, копия паспорта представителя и руководителя
  • Документы, подтверждающие реальность деятельности контрагента: бухгалтерский баланс за последний отчетный период с подтверждением его передачи налоговому органу, налоговые декларации (по НДФЛ, налог на прибыль и УСН) за последний налоговый период с отметками об их принятии.

Кроме того, Минфин РФ требует, чтобы организации при проверке поставщика уточняли информацию о наличии торговых (складских) площадей (таким подтверждением может быть договор аренды помещений и документы, подтверждающие право собственности на помещение), о возможности реально исполнить условия договора (лицензии и разрешения, если контрагенты ведут лицензируемые виды деятельности), информацию о том, привлекался ли руководитель к административной и налоговой ответственности.

Услуги юристов в сфере бизнеса

Мы предлагаем комплексные услуги юристов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Помогаем зарегистрировать бизнес, готовим и анализируем договоры, готовим различные документы и отвечаем на претензии, защищаем интересы компании в суде и взыскиваем задолженность, защищаем интеллектуальную собственность и недвижимость, сопровождаем сделки, консультируем предпринимателей по правовым вопросам и решаем другие юридические задачи компании.

Требуется помощь юриста в сфере бизнеса?
Вы можете заказать комплексные услуги опытных юристов в Юридической фирме «Двитекс».

Для заказа услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91
или оставьте заявку на сайте
Заказать звонок
Публикации в СМИ
Смотреть все
175
  • Поделиться:
Публикуем только проверенную информацию
Комментарии (0)
Оставить комментарий
Вам ответит автор статьи
Задайте вопрос, а я постараюсь на него ответить
Нажимая на кнопку "Комментировать", я соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с условиями и содержанием политики конфиденциальности.
Комментировать
Юридические услуги
с оплатой за результат
Заказать услуги

Расскажите нам о своей проблеме

Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время, чтобы предложить готовое решение
Кигинько Дмитрий Валентинович
Генеральный директор Юридической фирмы “Двитекс”
+7 (495) 223-48-91
119180, пер. 1-й Голутвинский,
д. 3-5, стр. 1, 1 этаж
Онлайн:
Оплата услуг онлайн:
2010-2024 Юридическая фирма «Двитекс». Все права защищены.
Оплата услуг онлайн:
Наверх