Загрузка...
Загрузка
+7 (495) 223-48-91 по будням с 9:00 до 21:00

Как проверить контрагента перед заключением договора?

СУПРЯГА ЖАННА ВИКТОРОВНА
Автор:
СУПРЯГА ЖАННА ВИКТОРОВНА
Исполнительный директор
Юридические услуги частным лицам
Юридические услуги бизнесу и НКО

Такая необходимость вызвана двумя причинами:
Во-первых, предварительная проверка контрагента позволяет оценить его добросовестность, в том числе оценить риски неисполнения данным контрагентом будущего договора на основании опыта исполнения обязательств данным лицом перед другими компаниями. Такая проверка снижает риск заключения договора с будущим неплательщиком или возможным банкротом. Таким образом, подобная проверка требуется в отношении покупателей и заказчиков услуг (работ).

Во-вторых, выработанная налоговыми органами и судами доктрина «должной осмотрительности» предполагает переложение бремени налогового контроля с налоговых органов на налогоплательщиков – именно на них перекладывают ответственность за неосмотрительность в выборе контрагента. При этом в силу сложившейся судебной практики такая проверка необходима в отношении поставщиков. Что влечет признание судом отсутствия должной осмотрительности? В случае, если ваш поставщик оказался компанией-однодневкой, а вы не смогли доказать, что вы проявили осмотрительность при выборе контрагентом, налоговые органы и суды вправе признать неправомерным учет в составе расходов и принятие к вычету НДС в отношении тех выплат, которые были произведены таким контрагентам.

Рассмотрим для начала первый вид проверки - проверка покупателей.
Такая проверка целесообразна при поставке (оказании услуг/выполнении работ) на условиях «отсрочки платежа» либо при заключении долгосрочного договора, в рамках которого допускаются разовые поставки (услуги) на разных условиях платежа. Данный вид проверки не столь формализован как второй вид, так как его результаты необходимы для внутреннего использования в организации. Хотя с точки зрения организации процесса целесообразно разработать в компании положение о проверке покупателей (заказчиков) – своеобразную памятку работникам, с которым ознакомить всех под роспись и выдать копии на руки каждому работнику, заключающему договор с контрагентом. Возможна и иная форма организации проверки контрагентов – проверка может осуществляться одним лицом (например, юристом) и договор подписывается руководителем только при наличии визы данного лица.

Что же следует проверять при заключении договора?
1. Наличие судебных дел в Картотеке арбитражных дел ВАС. В настоящее время в системе арбитражных судов действует электронная система дел, это позволяет проверить в картотеке по наименованию компании и/или ИНН наличие арбитражных дел. При проверке судебных дел контрагентов необходимо особо обратить внимание на наличие или отсутствие дела о введении процедуры банкротства в отношении данного контрагента (а также на наличие поданных ранее заявлений о признании банкротом другими кредитором, но прекращенные по каким-либо причинам). При оценке риска на основании базы судебных дел необходимо оценивать не только количество дел, в которых контрагент выступает ответчиком, но и качество этих дел. Так как требования кредиторов могут быть малозначительными, необоснованными, а также спорными.

2. Наличие исполнительных производств.
Наличие или отсутствие судебных дел в базе арбитражных дел не дает однозначного ответа на вопрос о добросовестности контрагента. Так как нередки ситуации, что контрагент после вынесения судебного решения может исполнить решение добровольно. В случае если в базе исполнительных производств имеется значительное число исполнительных производств или исполнительные производства, возбужденные длительное время, хотя и с незначительными суммами взыскания, стоит отказаться от заключения договора с подобным контрагентом.

3. Проверка контрагента в реестре недобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службы РФ.
В данный реестр вносится информация о поставщиках, нарушивших правила проведения торгов, а также уклонившиеся от заключения договора поставки после проведения торгов или поставщики, договор поставки с которыми был расторгнут в связи существенным нарушением. При оценке риска заключения договора с лицом, внесенным в данный реестр, необходимо анализировать причину внесения в подобный реестр.

4. Проверка учредительных документов.
При проверке данных документов необходимо обратить обязательно внимание на дату создания общества. Вполне возможно, что в судебной базе отсутствуют дела, в которых контрагент является ответчиком, только потому, что организация создана сравнительно недавно. Более того, возможно, что ранее руководитель и сотрудники компании работали под иной правовой оболочкой – иной компанией. В таком случае необходимо запросить сведения об иных, созданных указанным руководителем и учредителями компаниях. Получить подобные сведения можно также, воспользовавшись специальным программным обеспечением или запросив сведения из ЕГРЮЛ.

5. Проверка реальности осуществления деятельности (наличия договоров аренды помещений или документов, подтверждающих право собственности на помещения – офис, складские и торговые площади). Стоит также посетить офис и склад контрагента, чтобы удостовериться, что они реально ведут работу, осведомиться о численности работников, о наличии разрешительной документации (если их деятельность является лицензируемой).

Проверка поставщиков в виду необходимости в дальнейшем подтвердить ее проведение более формализована. Рекомендуется иметь в организации специальный локальный акт – Положение о проверке поставщиком, с которым знакомить сотрудников под роспись. Более того, все документы, которые вы запрашиваете у поставщика необходимо хранить в организации вместе с заключенным договором. Какие же документы необходимо запросить у поставщика?

1. Учредительные документы ЮЛ в редакции на дату заключения договора;

2. Свидетельство о внесении ЮЛ в ЕГРЮЛ или внесении ИП в ЕГРИП.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика или письмо, подтверждающее отсутствие оснований для постановки иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика на территории РФ.

4. Документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать договоры и документы, удостоверяющие личность физических лиц, подписывающих документы:
- Решение (протокол) о назначении или избрании генерального директора;
- Приказ о назначении главного бухгалтера;
- Доверенности на уполномоченных представителей;
- Копия паспорта представителя и руководителя.

5. Документы, подтверждающие реальность деятельности контрагента:
- Бухгалтерский баланс за последний отчетный период с подтверждением его передачи налоговому органу;
- Налоговые декларации (по НДФЛ, налог на прибыль, ЕНВД и УСН) за последний налоговый период с отметками об их принятии.

Кроме того, Минфин РФ требует, чтобы организации при проверке поставщика уточняли информацию о наличии торговых (складских) площадей (таким подтверждением может быть договор аренды помещений и документы, подтверждающие право собственности на помещение), о возможности реально исполнить условия договора (лицензии и разрешения, если контрагенты ведут лицензируемые виды деятельности), информацию о том, привлекался ли руководитель к административной и налоговой ответственности.

Мы оказываем услуги по комплексному сопровождению договорной работы в компании (подготовка договоров, протоколов разногласий, согласование изменений договора с юристами контрагента) и полному юридическому сопровождению бизнеса: без почасовой оплаты, разные виды оплаты (разовые платежи или абонентская плата), «живое» общение с юристом, выезды юриста в офис. Ознакомиться с условиями оказания услуги по юридическому обслуживанию бизнеса можно здесь. Требуется консультация юриста? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

(173 голоса)
Поделиться в соцсетях:
Рекомендуемые статьи этой категории:
Наверх