Загрузка...
Загрузка
+7 (495) 223-48-91 по будням с 9:00 до 21:00

Договор франчайзинга (коммерческой концессии)

28.12.2017
Юридические услуги частным лицам
Юридические услуги бизнесу и НКО

Когда есть блестящая бизнес-идея, буквально требующая воплощения на всей территории страны, а заниматься открытием филиалов и представительств нет финансовой возможности или желания, то отличным вариантом оказывается франчайзинг. Эта схема давно апробирована на Западе, а в последние годы успешно развивается и в России. Какие же основные моменты необходимо знать, чтобы оформить документы в соответствии с законом?

Суть договора

Гражданский кодекс не содержит понятия «франчайзинг», как и не менее популярного его аналога – «франшиза». Однако имеется гл. 54, посвящённая коммерческой концессии. О соотношении этих терминов теоретики спорят не первый год, но практика признаёт их синонимами (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 по делу №А67-4427/2010).

Итак, по данному договору передаётся некая «бизнес-идея»: право на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства продукции (ноу-хау).. Таким образом, для потребителя появление в его городе нового магазина под известной маркой выглядит как обычный филиал, однако с юридической точки зрения это предприятие совершенно автономно от своего «создателя» и связано с ним только договорными отношениями двух равных контрагентов.

Особенно это выгодно при организации оптовых сетей: не потратив ни копейки и даже сразу получив прибыль, можно выйти на новые рынки. Пользователь передаваемой идеи при этом сохраняет экономическую самостоятельность, неся все риски в случае отсутствия успеха.

Существенные условия

Закон не предусматривает чёткий перечень пунктов, без которых договор коммерческой концессии считается незаключённым. Поэтому однозначно можно утверждать лишь то, что в контракте необходимо прописать предмет сделки. Но что именно в него входит и есть ли другие обязательные моменты, вопрос спорный.

Тем не менее, исходя из сути данных взаимоотношений и судебной практики, можно сделать ряд выводов (Определение ВАС РФ от 08.04.2013 №ВАС-3422/13 по делу №А51-4947/2012, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2016 №С01-1106/2016 по делу №А60-779/2016).

Итак, что следует указать в договоре франчайзинга:

  • предмет сделки: состав и объём предоставляемых прав, включая:

  • товарный знак;

  • знак обслуживания;

  • иные объекты исключительных прав;

  • сферу предпринимательской деятельности пользователя;

  • вознаграждение: его размер, порядок и способ выплаты.


Оформление сделки

Согласно ст. 1028 ГК РФ, для договора франчайзинга обязательна письменная форма – без её соблюдения он считается ничтожным. Кроме того, необходима регистрация в Роспатенте, иначе предоставление по контракту права также является несостоявшимся. Всё это влияет и на субконцессию, возникшую из таких ненадлежащим образом оформленных сделок, – в таком случае и она недействительна.

Регистрацию, по общему правилу ст. 1031 ГК РФ, обеспечивает правообладатель, хотя договором можно предусмотреть иное. Размеры пошлины, подлежащей уплате за данное действие, установлены Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 №941.

Вопросы вознаграждения

Гражданский кодекс в ст. 1030 предусматривает такие варианты оплаты за «пользование идеей», как фиксированные разовые или периодические платежи, перечисление процента от выручки, наценка на товар. Перечень не исчерпывающий – возможные любые формы, согласованные в контракте. Допустимо и сочетание разных.

Единственное, от чего следует предостеречь предпринимателей, это от излишней «американизации» терминологии, используемой в договоре и приложениях к нему. Ясно, что франчайзинг пришёл к нам с Запада со всеми его словечками: «паушальные» платежи, «роялти» и пр. Но ГК РФ не содержит таких понятий. Конечно, можно сослаться на обычаи делового оборота, доказывая, что именно все подразумевают под данными определениями. Но гораздо проще сразу и русским языком объяснить согласованные сторонами условия в контракте.

Итак, варианты вознаграждения по договору франчайзинга:

  1. фиксированный разовый платёж;

  2. периодические перечисления;

  3. наценка на закупочную цену;

  4. процент от выручки;

  5. любые другие формы (чётко и недвусмысленно перечисленные в контракте).


Ответственность и риски

Несмотря на то, что в случае отсутствия прибыли, правообладатель не несёт убытков (поскольку пользователь, чисто экономически, независим от него), некоторые риски всё же имеются.

Так, согласно ст. 1034 ГК РФ, создатель бизнес-идеи несёт субсидиарную ответственность за качество товаров, работ или услуг, продвигаемых на рынке его контрагентом по договору франчайзинга. Если же к пользователю предъявят претензии как к изготовителю продукции, то правообладатель отвечает солидарно. Таким образом, устанавливается его обязанность следить за качеством того, что продаётся на рынке под его маркой, поскольку потребитель, совершая покупку, рассчитывает на определённый уровень.

Вместе с тем, на практике у правообладателя чаще всего нет реальной возможности следить за действиями своего партнёра. Поэтому ст. 1037 ГК РФ предоставляет право одностороннего расторжения договора в случае нарушения пользователем требований к качеству продукции и предоставленных ему инструкций. Так что при одном возникшем конфликте заплатить наверняка придётся, но дальше это можно пресечь.

Новинка

В связи с тем, что понятия «франчайзинг», «франшиза» и другие связанные с ними термины, реально вошедшие в предпринимательскую действительность, не нашли пока отражения в законодательстве, на практике многие не спешат заключать сделки коммерческой концессии. Заменяют их на поставку, оказание услуг, агентский договор – в общем, на что-то более понятное и проверенное. Но, разумеется, это не означает, что инструмент плохой – просто он новый. И лучшее, что можно предпринять на таком этапе – это составлять подробный контракт.

Исключить ряд рисков еще на стадии заключения договора, при исполнении договора франчайзинга помогут юристы “Двитекс”. Мы специализируемся на комплексной юридической поддержке бизнеса: согласование договоров, включение особых условий для будущей защиты, проверка контрагентов при подписании контрактов, документальное оформление всех отношений и другие юридические услуги, которые необходимы компаниям в соответствующей сфере бизнеса.

Мы оказываем услуги по комплексному сопровождению договорной работы в компании (подготовка договоров, протоколов разногласий, согласование изменений договора с юристами контрагента) и полному юридическому сопровождению бизнеса: без почасовой оплаты, разные виды оплаты (разовые платежи или абонентская плата), «живое» общение с юристом, выезды юриста в офис. Ознакомиться с условиями оказания услуги по юридическому обслуживанию бизнеса можно здесь. Требуется консультация юриста? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

(21 голос)
Поделиться в соцсетях:
Рекомендуемые статьи этой категории:
Наверх