Загрузка...
Загрузка
Работаем:
Пн - Пт с 9:00 до 21:00
Cб с 10:00 до 14:00
Онлайн:

Выездная налоговая проверка в организации: основные нюансы

26.12.2017
ТВЕРДЫШЕВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ
Автор:
ТВЕРДЫШЕВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ
Юридические услуги частным лицам
Юридические услуги бизнесу и НКО

Налоговики, пожалуй, никогда не будут желанными гостями в вашем офисе. Однако исключать их появления там отнюдь не стоит. Что нужно знать о выездной налоговой проверке и как подготовиться к приезду незваных гостей? Эти вопросы – сегодня у нас на повестке дня.

Что за проверка?

Основные положения о выездной налоговой проверке сформулированы в ст. 89 НК РФ. Она осуществляется по месту нахождения налогоплательщика, а в исключительных случаях – в налоговой инспекции (если нет возможности провести ее на территории налогоплательщика).

Решение о проведении проверки выносит руководитель (или его заместитель) инспекции. При этом оно должно быть оформлено в четко установленной форме, в которой указываются:

  • Наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика
  • Налоги, корректность исчисления и уплаты которых является предметом проверки
  • Временные периоды, за которые ведется проверка
  • Данные о сотрудниках (фамилия и инициалы, должность), которые будут проводить проверку

Выездная налоговая проверка начинается с момента вынесения указанного решения о назначении выездной проверки, соответственно никаких сроков на вручение налогоплательщику уведомления законодательство не предусматривает. Более того, момент получения решения вообще не имеет никакого значения (Письмо Минфина от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635). Обычно его приносят лично сотрудники налоговой или отправляют по почте заказным письмом.

Цель «выезда» - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Проще говоря, установить, правильно ли налогоплательщик исчислил и уплатил налоги.

Рамки и ограничения

Особое внимание стоит обратить на Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». Данный праворазъяснительный акт является, по сути, инструкцией для налоговиков при исполнении выездных проверок.

В письме также конкретизируются ограничения для налоговых органов в ходе проведения выездных налоговых проверок. Рассмотрим их.

Количество проверок:

  • Запрещено проводить более одной выездной проверки по одному и тому же налогу (налогам) за один и тот же период
  • Запрещено проводить более двух выездных проверок за календарный год (исключение – решение руководителя ФНС о необходимости осуществления количества проверок сверх нормы) (ч. 5 ст. 89 НК РФ).

Период проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором принято решение о ее проведении (ч. 4 ст. 89 НК РФ).

Количество самостоятельных проверок филиалов и представительств:

  • Запрещено проводить более одной выездной проверки по одному и тому же налогу (налогам) за один и тот же период
  • Запрещено проводить более двух выездных проверок за календарный год (ч. 7 ст. 89 НК РФ).

Длительность проверки: не более двух месяцев, однако в исключительных случаях срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (ч. 6 ст. 89 НК РФ). ФНС определяет открытый перечень оснований продления:

  • Налогоплательщик относится к категории крупнейших
  • В ходе проведения проверки от правоохранительных, контролирующих органов или из других источников получена информация о наличии у налогоплательщика налогового правонарушения
  • Наличие на территории проверки обстоятельств непреодолимой силы (пожар, наводнение, стихийные бедствия и прочее)
  • У организации имеются несколько обособленных подразделений
  • Непредставление документов в срок со стороны налогоплательщика
  • Другие обстоятельства

Также проверка может быть приостановлена руководителем (или его заместителем) налогового органа для следующих целей:

  • Истребование документов и информации
  • Получение информации от государственных органов зарубежных стран
  • Проведение экспертизы
  • Перевод на русский язык, представленных налогоплательщиком документов на иностранном языке

Общий срок приостановления – не более шести месяцев. Исключением является получение информации от государственных органов других стран – если в указанный срок данные не были получены, проверка может быть приостановлена еще на три месяца (ч. 9 ст. 89 НК РФ).

Итак, максимальный срок проверки:

   15 месяцев (при запросе информации от госорганов других стран):

   6 месяцев (макс.срок проверки) + 9 месяцев (макс.срок приостановления проверки)

   12 месяцев (в иных случаях):

   6 месяцев (макс.срок проверки) + 6 месяцев (макс.срок приостановления проверки)   

Процедуры в ходе проверки

Сотрудники налоговой должны действовать в рамках четко установленных законодательством процедур. Вышеупомянутое письмо ФНС «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» в полной мере раскрывает их содержание.

Инвентаризация (ч. 13 ст. 89 НК РФ) – проводится в отношении основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, продукции, товаров, денежных средств, задолженностей и прочих финансовых активов.

Допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ) – могут вызвать любое физическое лицо, если таковому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налоговой проверки. Показания фиксируются в протоколе.

Доступ налоговиков на территорию проведения проверки (ст. 91 НК РФ) и осмотр (ст. 92 НК РФ) – налогоплательщик обязан обеспечить доступ сотрудникам инспекции при предъявлении удостоверений (есть некоторые исключения в отношении жилых помещений физических лиц). Результатом воспрепятствования доступа служит составление акта, на основании которого налоговая вправе самостоятельно исчислить сумму налога (налогов) к уплате, опираясь на свои данные. Осмотр осуществляется с привлечением понятых и обязательным составлением протокола.

Истребование документов и информации (ст. 93, 93.1 НК РФ) – требуемые документы и сведения должны быть представлены в десятидневный срок, который может быть продлен при определенных обстоятельствах, причем срок продления налоговики определяют самостоятельно (Письмо Минфина от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336). Могут быть истребованы только те документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (Письмо Минфина от 10.07.2015 г. № 03-02-07/1/39920).

Выемка предметов и документов (ст. 94 НК РФ) – производится в присутствии налогоплательщика и понятых. Выемка не может быть осуществлена в ночное время.

Экспертиза (ст. 95 НК РФ), привлечение специалиста (ст. 96 НК РФ) и услуги переводчика (ст. 97 НК РФ) – налогоплательщик вправе заявить отвод конкретному эксперту, просить привлечения эксперта из указанных им лиц, поставить дополнительные вопросы перед экспертом, знакомиться с его заключением и давать объяснения. Заключение должно быть оформлено в письменной форме.

Результат проверки

В последний день проверяющее должностное лицо составляет и вручает налогоплательщику справку с зафиксированными там сроком проведения и предметом выездной проверки (ч. 15 ст. 89 НК РФ).

В течение двух месяцев (если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства – в течение десяти дней) с момента составления справки сотрудниками налоговой составляется акт налоговой проверки (ч. 1 ст. 100 НК РФ). Он подписывается проверяющими и проверяемым налогоплательщиком (ч. 2 ст. 100 НК РФ). 

В данном акте отмечаются (ч. 3 ст. 100 НК РФ):

  • Дата акта (подписания проверяющими лицами)
  • Наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика
  • Лица, проводившие проверку
  • Номер и дата решения о проведении проверки
  • Документы, представленные налогоплательщиком для проверки
  • Временной период, за который осуществлена проверка
  • Налог (налоги), являющийся предметом проверки
  • Сроки проведения проверки (даты начала и окончания)
  • Адрес места нахождения налогоплательщика
  • Данные о процедурах, проведенных в ходе проверки
  • Подтвержденные документами (прилагаются к акту) факты нарушений законодательства или запись об их отсутствии
  • Выводы и предложения должностных лиц, осуществивших проверку, относительно исправления нарушений со ссылками на нормы законодательства

Акт вручается проверяемому лицо в пятидневный срок с даты подписания (ч. 5 ст. 100 НК РФ).

Обжалование результатов и итоговое решение

Если налогоплательщик не согласен с выводами или изложенными в акте фактами, то он имеет право подать в налоговый орган возражения в письменном виде относительно конкретных положений или всего акта в целом. Для обоснования своей позиции налогоплательщик вправе приложить соответствующие документы, доказывающие аргументированность возражений. Срок для сего маневра – месяц с момента получения акта (ч. 6 ст. 100 НК РФ).

Вынесение окончательного решения происходит в результате рассмотрения акта и других материалов проверки руководителем (или его заместителем) налогового органа, которое осуществляется в течение десяти дней после указанного в предыдущем абзаце срока (ч. 1 ст. 101 НК РФ). Налогоплательщик должен быть оповещен о времени и месте рассмотрения материалов, однако при его неявке они также будут рассмотрены (исключение – если участие налогоплательщика признано обязательным) (ч. 2 ст. 101 НК РФ). За исключением решения о проведении дополнительных мероприятий (если это требуется), руководитель (или его заместитель) налогового органа принимает одно из двух решений (ч. 7 ст. 101 НК РФ):

  • О привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение (содержит обстоятельства принятия решения, срок и порядок обжалования в вышестоящий орган, а также прочие необходимые сведения);

  • Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности ввиду отсутствия правонарушения.

На этом процедуру непосредственно самой выездной налоговой проверки можно считать завершенной.

В дальнейшем налогоплательщик при несогласии с решением налогового органа вправе его обжаловать в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы через налоговый орган, вынесший решение по результатам налоговой проверки. В этом случае жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней с даты ее подачи.

Срок на подачу апелляционной жалобы на решение налогового органа: 1 месяц с даты вручения решения налогоплательщику.

Если налоговый орган не может вручить решение налогоплательщику, то он направляет его заказным письмом Почтой России и решение считается врученным на 6 день с даты отправки. То есть при отправке решения Почтой России налогоплательщику у налогоплательщика есть 1 месяц+ 6 рабочих дней с даты отправки письма (штамп Почты России о принятии письма).

После обжалования решения налогового органа в апелляционном порядке налогоплательщик вправе обратиться в суд в течение 3 месяцев с даты, когда налогоплательщику стало известно о нарушении.

Рекомендации

В заключение рассмотрим несколько основных рекомендаций, которые желательно соблюдать, когда речь заходит о выездной налоговой проверке:

  • Приказ ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок” позволяет определить риск проведения проверки на основании указанных там 12 критериев.
  • Необходимо установить личности сотрудников (внимательно рассмотреть удостоверения, записать данные), проводящих проверку – это даст им сигнал действовать в рамках закона и не злоупотреблять полномочиями.
  • В исключительных случаях выездная проверка может быть проведена в налоговой инспекции, а не в вашем офисе. Для этого должны быть весомые причины, если таковые имеются – смело просите об этом, оградив себя и своих сотрудников от лишней суматохи.
  • Фиксируйте ошибки и нарушения проверяющих, в случае чего они – ваши козыри в рукаве.
  • Присутствие в ходе проверки опытного юриста поможет «охладить пыл» проверяющих и не выпустить их действия за пределы законных рамок.

Требуется юрист для юридического сопровождения бизнеса? Для расчета стоимости услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку. 

Заказать

Выездная налоговая проверка: на что обратить внимание Выездная налоговая проверка: на что обратить внимание

Налоговики, пожалуй, никогда не будут желанными гостями в вашем офисе. Однако исключать их появления там отнюдь не стоит. Что нужно знать о выездной налоговой проверке и как подготовиться к приезду незваных гостей? Эти вопросы – сегодня у нас на повестке дня.

Что за проверка?

Основные положения о выездной налоговой проверке сформулированы в ст. 89 НК РФ. Она осуществляется по месту нахождения налогоплательщика, а в исключительных случаях – в налоговой инспекции (если нет возможности провести ее на территории налогоплательщика).

Решение о проведении проверки выносит руководитель (или его заместитель) инспекции. При этом оно должно быть оформлено в четко установленной форме, в которой указываются:

  • Наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика
  • Налоги, корректность исчисления и уплаты которых является предметом проверки
  • Временные периоды, за которые ведется проверка
  • Данные о сотрудниках (фамилия и инициалы, должность), которые будут проводить проверку

Выездная налоговая проверка начинается с момента вынесения указанного решения о назначении выездной проверки, соответственно никаких сроков на вручение налогоплательщику уведомления законодательство не предусматривает. Более того, момент получения решения вообще не имеет никакого значения (Письмо Минфина от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635). Обычно его приносят лично сотрудники налоговой или отправляют по почте заказным письмом.

Цель «выезда» - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Проще говоря, установить, правильно ли налогоплательщик исчислил и уплатил налоги.

Рамки и ограничения

Особое внимание стоит обратить на Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». Данный праворазъяснительный акт является, по сути, инструкцией для налоговиков при исполнении выездных проверок.

В письме также конкретизируются ограничения для налоговых органов в ходе проведения выездных налоговых проверок. Рассмотрим их.

Количество проверок:

  • Запрещено проводить более одной выездной проверки по одному и тому же налогу (налогам) за один и тот же период
  • Запрещено проводить более двух выездных проверок за календарный год (исключение – решение руководителя ФНС о необходимости осуществления количества проверок сверх нормы) (ч. 5 ст. 89 НК РФ).

Период проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором принято решение о ее проведении (ч. 4 ст. 89 НК РФ).

Количество самостоятельных проверок филиалов и представительств:

  • Запрещено проводить более одной выездной проверки по одному и тому же налогу (налогам) за один и тот же период
  • Запрещено проводить более двух выездных проверок за календарный год (ч. 7 ст. 89 НК РФ).

Длительность проверки: не более двух месяцев, однако в исключительных случаях срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (ч. 6 ст. 89 НК РФ). ФНС определяет открытый перечень оснований продления:

  • Налогоплательщик относится к категории крупнейших
  • В ходе проведения проверки от правоохранительных, контролирующих органов или из других источников получена информация о наличии у налогоплательщика налогового правонарушения
  • Наличие на территории проверки обстоятельств непреодолимой силы (пожар, наводнение, стихийные бедствия и прочее)
  • У организации имеются несколько обособленных подразделений
  • Непредставление документов в срок со стороны налогоплательщика
  • Другие обстоятельства

Также проверка может быть приостановлена руководителем (или его заместителем) налогового органа для следующих целей:

  • Истребование документов и информации
  • Получение информации от государственных органов зарубежных стран
  • Проведение экспертизы
  • Перевод на русский язык, представленных налогоплательщиком документов на иностранном языке

Общий срок приостановления – не более шести месяцев. Исключением является получение информации от государственных органов других стран – если в указанный срок данные не были получены, проверка может быть приостановлена еще на три месяца (ч. 9 ст. 89 НК РФ).

Итак, максимальный срок проверки:

   15 месяцев (при запросе информации от госорганов других стран):

   6 месяцев (макс.срок проверки) + 9 месяцев (макс.срок приостановления проверки)

   12 месяцев (в иных случаях):

   6 месяцев (макс.срок проверки) + 6 месяцев (макс.срок приостановления проверки)   

Процедуры в ходе проверки

Сотрудники налоговой должны действовать в рамках четко установленных законодательством процедур. Вышеупомянутое письмо ФНС «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» в полной мере раскрывает их содержание.

Инвентаризация (ч. 13 ст. 89 НК РФ) – проводится в отношении основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, продукции, товаров, денежных средств, задолженностей и прочих финансовых активов.

Допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ) – могут вызвать любое физическое лицо, если таковому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налоговой проверки. Показания фиксируются в протоколе.

Доступ налоговиков на территорию проведения проверки (ст. 91 НК РФ) и осмотр (ст. 92 НК РФ) – налогоплательщик обязан обеспечить доступ сотрудникам инспекции при предъявлении удостоверений (есть некоторые исключения в отношении жилых помещений физических лиц). Результатом воспрепятствования доступа служит составление акта, на основании которого налоговая вправе самостоятельно исчислить сумму налога (налогов) к уплате, опираясь на свои данные. Осмотр осуществляется с привлечением понятых и обязательным составлением протокола.

Истребование документов и информации (ст. 93, 93.1 НК РФ) – требуемые документы и сведения должны быть представлены в десятидневный срок, который может быть продлен при определенных обстоятельствах, причем срок продления налоговики определяют самостоятельно (Письмо Минфина от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336). Могут быть истребованы только те документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (Письмо Минфина от 10.07.2015 г. № 03-02-07/1/39920).

Выемка предметов и документов (ст. 94 НК РФ) – производится в присутствии налогоплательщика и понятых. Выемка не может быть осуществлена в ночное время.

Экспертиза (ст. 95 НК РФ), привлечение специалиста (ст. 96 НК РФ) и услуги переводчика (ст. 97 НК РФ) – налогоплательщик вправе заявить отвод конкретному эксперту, просить привлечения эксперта из указанных им лиц, поставить дополнительные вопросы перед экспертом, знакомиться с его заключением и давать объяснения. Заключение должно быть оформлено в письменной форме.

Результат проверки

В последний день проверяющее должностное лицо составляет и вручает налогоплательщику справку с зафиксированными там сроком проведения и предметом выездной проверки (ч. 15 ст. 89 НК РФ).

В течение двух месяцев (если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства – в течение десяти дней) с момента составления справки сотрудниками налоговой составляется акт налоговой проверки (ч. 1 ст. 100 НК РФ). Он подписывается проверяющими и проверяемым налогоплательщиком (ч. 2 ст. 100 НК РФ). 

В данном акте отмечаются (ч. 3 ст. 100 НК РФ):

  • Дата акта (подписания проверяющими лицами)
  • Наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика
  • Лица, проводившие проверку
  • Номер и дата решения о проведении проверки
  • Документы, представленные налогоплательщиком для проверки
  • Временной период, за который осуществлена проверка
  • Налог (налоги), являющийся предметом проверки
  • Сроки проведения проверки (даты начала и окончания)
  • Адрес места нахождения налогоплательщика
  • Данные о процедурах, проведенных в ходе проверки
  • Подтвержденные документами (прилагаются к акту) факты нарушений законодательства или запись об их отсутствии
  • Выводы и предложения должностных лиц, осуществивших проверку, относительно исправления нарушений со ссылками на нормы законодательства

Акт вручается проверяемому лицо в пятидневный срок с даты подписания (ч. 5 ст. 100 НК РФ).

Обжалование результатов и итоговое решение

Если налогоплательщик не согласен с выводами или изложенными в акте фактами, то он имеет право подать в налоговый орган возражения в письменном виде относительно конкретных положений или всего акта в целом. Для обоснования своей позиции налогоплательщик вправе приложить соответствующие документы, доказывающие аргументированность возражений. Срок для сего маневра – месяц с момента получения акта (ч. 6 ст. 100 НК РФ).

Вынесение окончательного решения происходит в результате рассмотрения акта и других материалов проверки руководителем (или его заместителем) налогового органа, которое осуществляется в течение десяти дней после указанного в предыдущем абзаце срока (ч. 1 ст. 101 НК РФ). Налогоплательщик должен быть оповещен о времени и месте рассмотрения материалов, однако при его неявке они также будут рассмотрены (исключение – если участие налогоплательщика признано обязательным) (ч. 2 ст. 101 НК РФ). За исключением решения о проведении дополнительных мероприятий (если это требуется), руководитель (или его заместитель) налогового органа принимает одно из двух решений (ч. 7 ст. 101 НК РФ):

  • О привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение (содержит обстоятельства принятия решения, срок и порядок обжалования в вышестоящий орган, а также прочие необходимые сведения);

  • Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности ввиду отсутствия правонарушения.

На этом процедуру непосредственно самой выездной налоговой проверки можно считать завершенной.

В дальнейшем налогоплательщик при несогласии с решением налогового органа вправе его обжаловать в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы через налоговый орган, вынесший решение по результатам налоговой проверки. В этом случае жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней с даты ее подачи.

Срок на подачу апелляционной жалобы на решение налогового органа: 1 месяц с даты вручения решения налогоплательщику.

Если налоговый орган не может вручить решение налогоплательщику, то он направляет его заказным письмом Почтой России и решение считается врученным на 6 день с даты отправки. То есть при отправке решения Почтой России налогоплательщику у налогоплательщика есть 1 месяц+ 6 рабочих дней с даты отправки письма (штамп Почты России о принятии письма).

После обжалования решения налогового органа в апелляционном порядке налогоплательщик вправе обратиться в суд в течение 3 месяцев с даты, когда налогоплательщику стало известно о нарушении.

Рекомендации

В заключение рассмотрим несколько основных рекомендаций, которые желательно соблюдать, когда речь заходит о выездной налоговой проверке:

  • Приказ ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок” позволяет определить риск проведения проверки на основании указанных там 12 критериев.
  • Необходимо установить личности сотрудников (внимательно рассмотреть удостоверения, записать данные), проводящих проверку – это даст им сигнал действовать в рамках закона и не злоупотреблять полномочиями.
  • В исключительных случаях выездная проверка может быть проведена в налоговой инспекции, а не в вашем офисе. Для этого должны быть весомые причины, если таковые имеются – смело просите об этом, оградив себя и своих сотрудников от лишней суматохи.
  • Фиксируйте ошибки и нарушения проверяющих, в случае чего они – ваши козыри в рукаве.
  • Присутствие в ходе проверки опытного юриста поможет «охладить пыл» проверяющих и не выпустить их действия за пределы законных рамок.

Выездная налоговая проверка: на что обратить внимание
(95 голосов)
Рекомендуемые статьи этой категории:
Наверх