Загрузка...
Загрузка
+7 (495) 223-48-91 по будням с 9:00 до 21:00

Выездная налоговая проверка в организации: основные нюансы

26.12.2017
ТВЕРДЫШЕВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ
Автор:
ТВЕРДЫШЕВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ
Руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами
Юридические услуги частным лицам
Юридические услуги бизнесу и НКО

Налоговики, пожалуй, никогда не будут желанными гостями в вашем офисе. Однако исключать их появления там отнюдь не стоит. Что нужно знать о выездной налоговой проверке и как подготовиться к приезду незваных гостей? Эти вопросы – сегодня у нас на повестке дня.

Что за проверка?

Основные положения о выездной налоговой проверке сформулированы в ст. 89 НК РФ. Она осуществляется по месту нахождения налогоплательщика, а в исключительных случаях – в налоговой инспекции (если нет возможности провести ее на территории налогоплательщика).

Решение о проведении проверки выносит руководитель (или его заместитель) инспекции. При этом оно должно быть оформлено в четко установленной форме, в которой указываются:

  • Наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика;

  • Налоги, корректность исчисления и уплаты которых является предметом проверки;

  • Временные периоды, за которые ведется проверка;

  • Данные о сотрудниках (фамилия и инициалы, должность), которые будут проводить проверку.

Выездная налоговая проверка начинается с момента вынесения указанного решения о назначении выездной проверки, соответственно никаких сроков на вручение налогоплательщику уведомления законодательство не предусматривает. Более того, момент получения решения вообще не имеет никакого значения (Письмо Минфина от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635). Обычно его приносят лично сотрудники налоговой или отправляют по почте заказным письмом.

Цель «выезда» - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Проще говоря, установить, правильно ли налогоплательщик исчислил и уплатил налоги.

Рамки и ограничения

Особое внимание стоит обратить на Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». Данный праворазъяснительный акт является, по сути, инструкцией для налоговиков при исполнении выездных проверок.

В письме также конкретизируются ограничения для налоговых органов в ходе проведения выездных налоговых проверок. Рассмотрим их.

Количество проверок:

  • Запрещено проводить более одной выездной проверки по одному и тому же налогу (налогам) за один и тот же период;

  • Запрещено проводить более двух выездных проверок за календарный год (исключение – решение руководителя ФНС о необходимости осуществления количества проверок сверх нормы) (ч. 5 ст. 89 НК РФ).

Период проверки:

  • Не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором принято решение о ее проведении (ч. 4 ст. 89 НК РФ).

Количество самостоятельных проверок филиалов и представительств:

  • Запрещено проводить более одной выездной проверки по одному и тому же налогу (налогам) за один и тот же период;

  • Запрещено проводить более двух выездных проверок за календарный год (ч. 7 ст. 89 НК РФ).

Длительность проверки: не более двух месяцев, однако в исключительных случаях срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (ч. 6 ст. 89 НК РФ). ФНС определяет открытый перечень оснований продления:

  • Налогоплательщик относится к категории крупнейших;

  • В ходе проведения проверки от правоохранительных, контролирующих органов или из других источников получена информация о наличии у налогоплательщика налогового правонарушения;

  • Наличие на территории проверки обстоятельств непреодолимой силы (пожар, наводнение, стихийные бедствия и прочее);

  • У организации имеются несколько обособленных подразделений;

  • Непредставление документов в срок со стороны налогоплательщика;

  • Другие обстоятельства.

Также проверка может быть приостановлена руководителем (или его заместителем) налогового органа для следующих целей:

  • Истребование документов и информации;

  • Получение информации от государственных органов зарубежных стран;

  • Проведение экспертизы;

  • Перевод на русский язык, представленных налогоплательщиком документов на иностранном языке.

Общий срок приостановления – не более шести месяцев. Исключением является получение информации от государственных органов других стран – если в указанный срок данные не были получены, проверка может быть приостановлена еще на три месяца (ч. 9 ст. 89 НК РФ).

Итак, максимальный срок проверки:

   15 месяцев (при запросе информации от госорганов других стран):

   6 месяцев (макс.срок проверки) + 9 месяцев (макс.срок приостановления проверки)

   12 месяцев (в иных случаях):

   6 месяцев (макс.срок проверки) + 6 месяцев (макс.срок приостановления проверки)   

Процедуры в ходе проверки

Сотрудники налоговой должны действовать в рамках четко установленных законодательством процедур. Вышеупомянутое письмо ФНС «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» в полной мере раскрывает их содержание.

Инвентаризация (ч. 13 ст. 89 НК РФ) – проводится в отношении основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, продукции, товаров, денежных средств, задолженностей и прочих финансовых активов.

Допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ) – могут вызвать любое физическое лицо, если таковому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налоговой проверки. Показания фиксируются в протоколе.

Доступ налоговиков на территорию проведения проверки (ст. 91 НК РФ) и осмотр (ст. 92 НК РФ) – налогоплательщик обязан обеспечить доступ сотрудникам инспекции при предъявлении удостоверений (есть некоторые исключения в отношении жилых помещений физических лиц). Результатом воспрепятствования доступа служит составление акта, на основании которого налоговая вправе самостоятельно исчислить сумму налога (налогов) к уплате, опираясь на свои данные. Осмотр осуществляется с привлечением понятых и обязательным составлением протокола.

Истребование документов и информации (ст. 93, 93.1 НК РФ) – требуемые документы и сведения должны быть представлены в десятидневный срок, который может быть продлен при определенных обстоятельствах, причем срок продления налоговики определяют самостоятельно (Письмо Минфина от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336). Могут быть истребованы только те документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (Письмо Минфина от 10.07.2015 г. № 03-02-07/1/39920).

Выемка предметов и документов (ст. 94 НК РФ) – производится в присутствии налогоплательщика и понятых. Выемка не может быть осуществлена в ночное время.

Экспертиза (ст. 95 НК РФ), привлечение специалиста (ст. 96 НК РФ) и услуги переводчика (ст. 97 НК РФ) – налогоплательщик вправе заявить отвод конкретному эксперту, просить привлечения эксперта из указанных им лиц, поставить дополнительные вопросы перед экспертом, знакомиться с его заключением и давать объяснения. Заключение должно быть оформлено в письменной форме.

Результат проверки

В последний день проверяющее должностное лицо составляет и вручает налогоплательщику справку с зафиксированными там сроком проведения и предметом выездной проверки (ч. 15 ст. 89 НК РФ).

В течение двух месяцев (если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства – в течение десяти дней) с момента составления справки сотрудниками налоговой составляется акт налоговой проверки (ч. 1 ст. 100 НК РФ). Он подписывается проверяющими и проверяемым налогоплательщиком (ч. 2 ст. 100 НК РФ). В данном акте отмечаются (ч. 3 ст. 100 НК РФ):

  • Дата акта (подписания проверяющими лицами);

  • Наименование или фамилия, имя и отчество налогоплательщика;

  • Лица, проводившие проверку;

  • Номер и дата решения о проведении проверки;

  • Документы, представленные налогоплательщиком для проверки;

  • Временной период, за который осуществлена проверка;

  • Налог (налоги), являющийся предметом проверки;

  • Сроки проведения проверки (даты начала и окончания);

  • Адрес места нахождения налогоплательщика;

  • Данные о процедурах, проведенных в ходе проверки;

  • Подтвержденные документами (прилагаются к акту) факты нарушений законодательства или запись об их отсутствии;

  • Выводы и предложения должностных лиц, осуществивших проверку, относительно исправления нарушений со ссылками на нормы законодательства.

Акт вручается проверяемому лицо в пятидневный срок с даты подписания (ч. 5 ст. 100 НК РФ).

Обжалование результатов и итоговое решение

Если налогоплательщик не согласен с выводами или изложенными в акте фактами, то он имеет право подать в налоговый орган возражения в письменном виде относительно конкретных положений или всего акта в целом. Для обоснования своей позиции налогоплательщик вправе приложить соответствующие документы, доказывающие аргументированность возражений. Срок для сего маневра – месяц с момента получения акта (ч. 6 ст. 100 НК РФ).

Вынесение окончательного решения происходит в результате рассмотрения акта и других материалов проверки руководителем (или его заместителем) налогового органа, которое осуществляется в течение десяти дней после указанного в предыдущем абзаце срока (ч. 1 ст. 101 НК РФ). Налогоплательщик должен быть оповещен о времени и месте рассмотрения материалов, однако при его неявке они также будут рассмотрены (исключение – если участие налогоплательщика признано обязательным) (ч. 2 ст. 101 НК РФ). За исключением решения о проведении дополнительных мероприятий (если это требуется), руководитель (или его заместитель) налогового органа принимает одно из двух решений (ч. 7 ст. 101 НК РФ):

  • О привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение (содержит обстоятельства принятия решения, срок и порядок обжалования в вышестоящий орган, а также прочие необходимые сведения);

  • Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности ввиду отсутствия правонарушения.

На этом процедуру непосредственно самой выездной налоговой проверки можно считать завершенной.

В дальнейшем налогоплательщик при несогласии с решением налогового органа вправе его обжаловать в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы через налоговый орган, вынесший решение по результатам налоговой проверки. В этом случае жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней с даты ее подачи.

Срок на подачу апелляционной жалобы на решение налогового органа:

1 месяц с даты вручения решения налогоплательщику.

Если налоговый орган не может вручить решение налогоплательщику, то он направляет его заказным письмом Почтой России и решение считается врученным на 6 день с даты отправки. То есть при отправке решения Почтой России налогоплательщику у налогоплательщика есть 1 месяц+ 6 рабочих дней с даты отправки письма (штамп Почты России о принятии письма).

После обжалования решения налогового органа в апелляционном порядке налогоплательщик вправе обратиться в суд в течение 3 месяцев с даты, когда налогоплательщику стало известно о нарушении.

Рекомендации

В заключение рассмотрим несколько основных рекомендаций, которые желательно соблюдать, когда речь заходит о выездной налоговой проверке:

  • Приказ ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”позволяет определить риск проведения проверки на основании указанных там 12 критериев;

  • Необходимо установить личности сотрудников (внимательно рассмотреть удостоверения, записать данные), проводящих проверку – это даст им сигнал действовать в рамках закона и не злоупотреблять полномочиями;

  • В исключительных случаях выездная проверка может быть проведена в налоговой инспекции, а не в вашем офисе. Для этого должны быть весомые причины, если таковые имеются – смело просите об этом, оградив себя и своих сотрудников от лишней суматохи.

  • Фиксируйте ошибки и нарушения проверяющих, в случае чего они – ваши козыри в рукаве.

  • Присутствие в ходе проверки опытного юриста поможет «охладить пыл» проверяющих и не выпустить их действия за пределы законных рамок.

Подробнее об услугах арбитражных юристов по налоговым спорам читайте здесь. Подробнее об иных услугах арбитражных юристов читайте здесь. Оспаривание решения налогового органа, иные налоговые споры: комплексные услуги, рассрочка платежа, гарантия результата. Мы также оказываем услуги по комплексному юридическому сопровождению бизнеса: без почасовой оплаты, разные виды оплаты (разовые платежи или абонентская плата), «живое» общение с юристом, выезды юриста в офис. Ознакомиться с условиями оказания услуги по юридическому обслуживанию бизнеса можно здесь. Требуется консультация юриста? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

(95 голосов)
Поделиться в соцсетях:
Рекомендуемые статьи этой категории:
Наверх