Обратите внимание! 23 марта 2022 года Правительство РФ приняло Постановление № 442, устанавливающее особенности передачи объектов долевого строительства в период с 25.03.2022 по 31.12.2022 года (включительно). В соответствии с данным Постановлением при возникновении разногласий между дольщиком и застройщиком относительно перечня дефектов обязательно привлечение специалиста, состоящего в реестре НОПРИЗ или НОСТРОЙ. Также до подачи иска о взыскании денежной компенсации за строительные недостатки дольщик должен предоставить застройщику доступ в квартиру для устранения дефектов.
Таким образом, приемка квартиры и досудебное урегулирование является сейчас очень важным этапом в споре с застройщиком по качеству строительных и отделочных работ. От правильности их проведения и документального оформления во многом зависит результат рассмотрения дела в суде и возможность взыскания денежной компенсации с застройщика.
Несмотря на новые обстоятельства, мы продолжаем оказывать услуги по взысканию компенсации с застройщика за строительные дефекты на удобных для вас условиях. Мы также предлагаем комплексные услуги юриста и специалиста, включенного в реестр НОПРИЗ, по сопровождению приемки и документальному оформлению наличия дефектов и их неустранения застройщиком.
Почему мы?
Данная статья будет полезна тем, кому предстоит в ближайшее время приемка квартиры или нежилого помещения в новостройке. Приемка объекта долевого строительства - важный шаг при приобретении недвижимости в новостройке. Некоторые ошибки дольщиков при приемке могут повлечь серьезные последствия в будущем (отказ в регистрации права собственности, снижение неустойки за нарушение сроков передачи и пр.). Благодаря советам наших юристов, вы сможете избежать многих ошибок при приемке квартиры по ДДУ. Рекомендации, данные в настоящей статье, основываются на законе и судебной практике рассмотрения подобных споров с застройщиками.
Сообщение о завершении строительства должно быть направлено застройщиком заказным письмом с описью вложения и уведомлением по почтовому адресу дольщика (указывается в договоре) или вручено лично под расписку. Закон не предусматривает иные способы уведомления (смс, телефон и пр.) и возможности изменить способ уведомления договором, однако некоторые застройщики дополнительно используют альтернативные способы уведомления (смс, звонок менеджера, новость на сайте и в социальных сетях). Но дольщику необходимо учитывать, что установленный срок для начала приемки начинает исчисляться со дня официального уведомления заказным письмом.
По общему правилу дольщик обязан приступить к приемке в течение 7 рабочих дней с даты получения сообщения от застройщика. Однако иной срок может быть предусмотрен ДДУ.
Нередко бывает, что по различным обстоятельствам дольщик не получает письмо от застройщика и пропускает срок для приемки. В этом случае дольщику необходимо учитывать, что единственным негативным последствием пропуска срока для начала приемки может быть составление застройщиком одностороннего акта.
Если в течение установленного срока у вас не получается приступить к приемке, в том числе по причине, зависящей от застройщика (нет свободных дат для приемки в этот период), отправьте застройщику сообщение о готовности приступить к приемке с просьбой назначить дату приемки. Отправка такого сообщения не составит большого труда, вместе с тем избавит от множества негативных последствий, если застройщик будет недобросовестно заявлять об уклонении дольщика от приемки.
Закон не регламентирует длительность приемки квартиры в новостройке. Поэтому вы вправе осматривать квартиру столько времени, сколько вам нужно, не обращая внимания на "регламенты застройщика" и возражения менеджера.
Да, это ваше право. Закон никак не ограничивает дольщика в этой части. Для устранения возражений со стороны менеджера застройщика вы можете оформить доверенность на специалиста.
При строительстве многих новостроек застройщики допускают отступление от строительных норм. Большое количество дефектов дольщики обнаруживают в квартирах с отделкой от застройщика.
При обнаружении строительных недостатков вы вправе требовать от застройщика составления акта осмотра (дефектовочного акта). Если застройщик отказывается подписывать такой акт, то в день приемки отправьте претензию застройщику. В претензии изложите выявленные вами замечания и требование устранить данные замечания.
Выявленные дефекты фиксируются в акте осмотра. Форма акта свободная, однако такой документ должен содержать:
Согласно ч. 6 ст. 7 Закона № 214-ФЗ застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. Как правило, срок устранения недостатков устанавливается договором участия в долевом строительстве. При этом необходимо учитывать положения ст. 20 Закона о защите прав потребителя, устанавливающей, что срок устранения недостатков товара не может превышать 45 дней.
При обнаружении строительных дефектов дольщик вправе потребовать от застройщика:
Если выявленный недостаток является существенным, то дольщик вправе расторгнуть договор участия в долевом строительстве.
Таким образом, если застройщик не устранил выявленные дефекты, вы можете отказаться от повторной приемки и предъявить одно из указанных требований. Вместе с тем, обращаем ваше внимание, что при отсутствии существенных недостатков, препятствующих приемке объекта недвижимости, объект стоит принять, а разбираться со строительными недостатками в течение гарантийного срока. На это обращают внимание суды: чтобы не принять объект ДДУ, основания должны быть вескими (например, в квартире невозможно жить). Для иных недостатков существует гарантийный срок.
При неисполнении застройщиком требований дольщика в добровольном порядке дольщик вправе обратиться в суд.
При подписании передаточного акта (данный документ подписывается, если вы согласны принять объект долевого строительства) помните важные правила:
Практически во всех передаточных актах есть положение об отсутствии финансовых претензий к застройщику. Однако формулировки везде разные. Если в акте указано: “Участник не имеет финансовых и иных претензий к застройщику”, всё хорошо, можно подписывать. Подобная формулировка не несет в себе никаких рисков, и неустойку взыскать можно. Более того, мы не рекомендуем дольщикам в этом случае отказываться от подписания акта (суд может признать вас “уклонистом” со всеми вытекающими из этого негативными последствиями) или вычеркивать эту фраз, писать замечания в акте (Росреестр может отказать в регистрации права собственности по такому акту и придется просить застройщика подписать новый акт или признавать право собственности в суде). Однако застройщики бывают хитрее. Они могут предусмотреть соглашение об отступном в самом акте (например, 30 % вместо 100 % неустойки). В случае таких сомнительных формулировок в акте мы не рекомендуем подписывать акт, не проконсультировавшись с юристом относительно последствий.
По данному вопросу мы написали подробную статью (читайте по ссылке).
Неустойка за просрочку передачи объекта долевого строительства исчисляется до дня исполнения застройщиком обязательств по передаче (включительно). Застройщик считается исполнившим обязательство по передаче объекта, если между дольщиком и застройщиком подписан передаточный акт (а в установленных случаях - со дня составления одностороннего акта). Поэтому с точки зрения взыскания неустойки, дата получения дольщиком сообщения о выдаче не имеет правового значения, однако она может быть важна при оспаривании одностороннего акта.
Да, можете в течение гарантийного срока. В случае, если квартира была приобретена по договору участия в долевом строительстве (ДДУ), то общий гарантийный срок согласно 214-ФЗ составляет 5 лет с даты подписания передаточного акта (в ДДУ гарантийный срок может быть только увеличен). На технологическое и инженерное оборудование действует сокращенный гарантийный срок - 3 года со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (данный срок также может быть увеличен в ДДУ).
Вместе с тем, дольщику нужно учитывать, что на отделочные работы, проводимые застройщиком, Закон № 214-ФЗ, исходя из сложившейся судебной практики, не распространяется. В этой части отношения застройщика и дольщика регулируются нормами Гражданского кодекса РФ о подряде, а если дольщик является потребителем, также Законом о защите прав потребителей. Из вышесказанного вытекает, что гарантийный срок на отделочные работы устанавливается договором, а если он не установлен, то составляет 2 года.
Также, если квартира была приобретена у продавца по другому типу договора (например, купли-продажи), то гарантийный срок может быть установлен самим договором или же составляет 2 года.
Как мы отмечали ранее, при обнаружении строительных дефектов дольщик вправе потребовать от застройщика (по своему выбору):
Исходя из сложившейся судебной практики, дольщик вправе не принимать квартиру только при наличии существенных дефектов самой квартиры. Наличие претензии по качеству общедомового имущества не является основанием для отказа от приемки и будет рассмотрено судом как уклонение от приемки.
Нет времени самостоятельно заниматься взысканием неустойки или компенсации строительных недостатков с застройщика? Закажите комплексные услуги юриста и строительного эксперта с оплатой по результату. Работаем за % от поступившей на счет суммы, без предоплаты. Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!
При заказе наших услуг по взысканию с застройщика неустойки за просрочку передачи объекта или компенсации строительных недостатков юрист бесплатно проконсультирует вас при приемке объекта долевого строительства и поможет составить необходимые документы.